Васильев Федор Александрович

(1850-1873)

       Творчество Ф.А.Васильева – особая яркая страница в пейзажной живописи II-й половины ХIХ века. "Гениальным юношей" назвал художника, прожившего очень короткую жизнь, его друг и духовный наставник И.Н.Крамской. Всего за семь лет творческой биографии им были созданы произведения, поставившие его имя в один ряд с такими мастерами пейзажа, как А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи.
       Васильев родился 10 (22 по новому стилю) февраля 1850 года в Гатчине, откуда его семья перебралась в Петербург. Здесь в семье бедного почтового служащего прошли детство и юность будущего художника. Способности Васильева к живописи проявились очень рано. В десятилетнем возрасте он не только рисовал, но писал маслом пейзажи. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1863–1867). В 1865 году умер отец Васильева, семья оказалась в тяжелом положении, и молодому человеку пришлось некоторое время работать на почте, тогда же он состоял помощником реставратора И.К.Соколова в Академии художеств.
       1860-е годы – время формирования Васильева как художника – это и время становления реалистической живописи в России. Он рано определился как пейзажист, но его творчество, даже самые первые работы, трудно связать с какой-либо определенной линией в русском пейзаже. Он впитывал традиции позднеромантического академического пейзажа, хорошо знал немецкую живопись мюнхенской и дюссельдорфской школ. Ранние его работы 1867 года, такие как «После дождя» или «Берег. Штиль», отличающиеся совершенно новыми для русской живописи того времени мотивами, а также необычайной живописной свободой, показывали чуткость художника к достижениям французских художников–барбизонцев, работы которых он внимательно изучал в Кушелевской картинной галерее в Академии художеств. «Он подражал всему и ничему исключительно», – писал о нем Крамской. С первых же шагов в искусстве Васильев шел своим особым путем, соответствовавшим его своеобразному таланту.
       В конце 1860-х годов Васильев работал под руководством И.И.Шишкина, который стал мужем его сестры. Почти пять месяцев, лето и осень 1867 года Васильев вместе с Шишкиным провел на острове Валааме, где исполнил множество рисунков, этюдов и картину «В церковной ограде. Старое кладбище Валаамского монастыря». Эта первая серьезная работа, исполненная под руководством Шишкина, свидетельствовала, с одной стороны, о влиянии живописи немецких художников реалистического направления, таких как О.Ахенбах, с другой, демонстрировала свободное владение художником всеми живописными средствами, необходимыми пейзажисту для передачи пространства, воздушной среды, освещения, отображения растительных форм. Работы, созданные на Валааме, были показаны на выставке Общества поощрения художников вместе с картинами Шишкина. Один из этюдов «На острове Валааме. Камни» был приобретен крупным меценатом графом П.С.Строгановым, в дальнейшем внимательно следившим за развитием молодого таланта и оказывавшим ему покровительство.
       Содействие Шишкина помогло художнику войти в круг С.-Петербургской Артели художников, возглавляемой И.Н.Крамским. В 1868 году Васильев впервые побывал на «четвергах» Артели, и с этого времени началось сближение Васильева с Крамским, признанным лидером среди художников, переросшее в большую и серьезную дружбу. Чуткий и вдумчивый Крамской сразу увидел в начинающем юном художнике незаурядное дарование, которое проявлялось как в самой яркой личности Васильева, так и в том, какими темпами он развивался как художник. Каждое новое его произведение удивляло своей смелостью и новизной живописных решений.
       В летние месяцы 1868 года Васильев работал в окрестностях Петербурга также вместе с Шишкиным. Написанные в этот год картины «Вид в Парголове», «Деревня» демонстрировали интерес художника к сельскому пейзажу и жизни деревни. Картины полны всевозможными подробностями деревенской жизни, переданными с большой живописной выразительностью.
       Более зрелыми и самостоятельными работами стали картины этого времени «Возвращение стада», «Деревенская улица», «После грозы», в которых будничность мотива сочетается с приподнято-романтическим восприятием натуры, особой красотой живописного строя. Здесь впервые появляется мотив, свойственный живописи Васильева – подвижные клубящиеся облака, придающие изображению возвышенно-эмоциональный характер. Лучшая из этих картин – «Возвращение стада», представленная на конкурс в Общество поощрения художников, была награждена первой премией и тогда же приобретена П.М.Третьяковым.
       В 1869 году Васильев по приглашению графа Строганова провел лето и осень в его имениях, сначала в Тамбовской губернии, в селе Знаменское, где мог любоваться степным ландшафтом, затем на Украине, под Сумами, в селе Хотень. Тема бескрайних степных просторов, бесконечных русских дорог нашла свое воплощение в необыкновенно сильной по пластической и цветовой насыщенности картине «После дождя. Проселок».
       С первых же шагов в искусстве Васильеву было свойственно влечение к переходным моментам в природе, необычному освещению, красочным эффектам. Он любил изображать предгрозовое состояние природы, когда особый характер освещения и порывы ветра сообщают пейзажу тревожную интонацию. Все это нашло свое выражение в картинах «После дождя» и «Перед дождем», которые стали подлинными маленькими шедеврами художника. Современники говорили о Васильеве, что он открыл для русской живописи "мокрое, светлое, движущееся небо".
       Летом 1870 года вместе с художниками И.Е.Репиным и Е.И.Макаровым Васильев совершил путешествие по Волге – от Твери до Саратова. Художник увлеченно и самозабвенно работал, заполняя свои альбомы сотнями рисунков, фиксируя впечатления в живописных этюдах. Он поражал своих товарищей необыкновенной быстротой в работе, точностью воспроизведения натуры, удивительной памятью на все мельчайшие детали. Работа над картиной по натурным этюдам становится основным принципом Васильева. В зимние месяцы после поездки на Волгу им были созданы большие картины «Крестьянское семейство в лодке», «Берег Волги после грозы», «Вид на Волге. Барки». Разные по живописным задачам, характеру образов, они демонстрировали уже зрелое мастерство художника, способного отобразить большие пространства широкой реки, ярко передать жизнь природы и людей. Их отличает композиционная построенность, законченность, сочетающаяся с широкой свободной манерой живописи, цветовая насыщенность, яркость и богатство колорита.
       Но не волжские картины сделали имя Васильева известным. Такой работой стала картина «Оттепель», ставшая подлинным шедевром русской пейзажной живописи. Показанная сначала в Москве, на выставке Общества любителей художеств, она была хорошо принята критикой, затем – в Петербурге на конкурсе Общества поощрения художников получила первую премию. Затрагивая тему бесконечности русских дорог, убогости и бедности русской деревни, она по духу оказалась близка социально-критической направленности жанровой живописи 1860-х годов. Но, в отличие от художников-жанристов, Васильев создал глубоко прочувствованный образ через эмоционально-окрашенное состояние самой природы и тоскливую бескрайность равнинного пейзажа. Выдержанная в жемчужных и серо-синих тонах с яркими пятнами белого снега, придающим картине звучность, она являет собой необыкновенно выразительный горестно–поэтический образ. Картина получила всеобщее признание, она была приобретена П.М.Третьяковым, художнику было заказано повторение картины великим князем Александром Александровичем, будущим императором Александром III. Это было последнее значительное произведение, исполненное художником в Петербурге.
       В 1871 году из-за болезни – туберкулеза горла и легких – художник был вынужден переселиться в Крым. В Ялте он прожил последние два года жизни, преследуемый тяжелой болезнью, недостатком денежных средств, необходимостью постоянно напряженно работать. В первый год своего пребывания в Крыму, когда художник еще надеялся вернуться в родные места, он продолжал работать над задуманными в средней полосе темами. Написанная по воспоминаниям и этюдам, сделанным еще до приезда в Крым, картина «Мокрый луг» стала одним из центральных произведений художника, обозначив высшую точку его живописного гения. Изобразив широкую луговину после дождя, мастерски передав влажность травы, деревьев и воздуха, добиваясь ощущения меняющегося состояния природы, художник создал живой, эмоционально прочувствованный и то же время целостный образ русской природы. Присланная в Петербург, картина поразила всех большой экспрессией и мастерством.
       В Крыму Васильев вынужден был выполнять заказ великого князя Владимира Александровича на картину «Вид из Эриклика» и ряд небольших картин для ширм в подарок императрице. Большая заказная картина «Вид из Эриклика», изображающая вид из царского дворца в Ливадии на море, горы и берег с фонтаном, также, как и больших размеров картина «Прибой волн» не были удачами художника, еще не нашедшего своих подходов в изображении крымской природы.
       В Крыму с Васильевым находились его мать и младший брат. Его лечили известные в Ялте доктора и консультировал лейб-медик С.П.Боткин. Дом его посетил в 1872 году П.М.Третьяков с женой. Васильев встречался также с художниками И.К.Айвазовским и М.П.Боткиным. Но подлинной отдушиной для находившегося в отрыве от художественной жизни Васильева стала его переписка с Крамским, который принимал живое и деятельное участие во всех делах больного художника.
       Васильев сильно тосковал по родной природе средней полосы. Постоянно возвращаясь к излюбленным мотивам, здесь, в Крыму, он написал картины «Утро», «Рассвет», «Болото в лесу. Осень», «Заброшенная мельница», намечая в них совершенно новые живописные задачи, которые предстояло решать уже другому поколению русских пейзажистов.
       Постепенно художник нашел свой живописный язык для правдивой передачи крымской природы, которая предстает в его картинах не в нарядной пышности и яркости, а в сдержанно-суровом облике горных пейзажей («Крымские горы зимой», «В Крыму. После дождя», «Вечер в Крыму»). Торжественное величие горной крымской природы вдохновило художника на создание большой картины "В Крымских горах". Написанная по натурным впечатлениям, она сложилась в эпически-обобщенный образ большого внутреннего содержания, где величественная природа напоминает человеку о вечности. Картина, исполненная в 1873 году, стала последним значительным произведением художника.
       Смертельно больной Васильев работал до последнего момента. Смерть, наступившая 24 сентября (6 октября по новому стилю) 1873 года оборвала развитие таланта. Крамской писал: «Русская школа потеряла в нем гениального художника».