К.П. Брюллов. Автопортрет. 1849 (?)

Перед нами – последний автопортрет Карла Брюллова, написанный им вскоре после болезни, на закате короткой, но яркой творческой жизни.

Художник полулежит в кресле, с подлокотника в бессилии опущена тонкая кисть его руки, на матовой коже которой голубыми прожилками проступают вены. Простота композиции и импульсивная манера письма подкрепляют впечатление исповедальности. Вибрирующий мазок кисти эскизно намечает красную обивку кресла. Живопись взметнувшихся блестящих волос отличается особой стремительностью, воздушностью, лицо же вылеплено более тщательно: отмечены голубоватые тени на лбу и опавших щеках, где проступают пятна лихорадочного румянца.

К моменту создания автопортрета Брюллов познал не только европейскую славу и восторженные отзывы современников, но и горечь разочарований: Николай I, принявший на себя функции цензора, назойливо вмешивался в его творчество, докучали интриги завистливых академических коллег, неудачный брак – все эти обстоятельства омрачали жизнь мастера. В дополнение ко всему, он так и не смог воплотить замысел грандиозного исторического полотна – «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием», над которым много работал с 1836 по 1843 год. Из-за нездоровья Брюллов был вынужден прервать работу над росписями Исаакиевского собора. В апреле 1849 года тяжело больному художнику было суждено покинуть Россию, чтобы уже никогда не возвратиться.