Компьютерные  модели и их роль в образовании подростков

 

Компьютерная среда является наиболее современным и удобным средством для моделирования. Компьютерная модель умеет, в отличие от книги, проявлять свои свойства, обладает поведением. Она имеет понятную графику и описание, в ней спрятана обеспечивающая научную достоверность строгая математика и интересные свойства, позволяющие менять систему, превращать её во что угодно, исследовать её.

Компьютерная поддержка является незаменимой там, где невозможен реальный эксперимент, и необходимо строить гипотетические модели. Компьютерное моделирование позволяет более четко поставить учебные задачи, выявить проблемы, проверить различные гипотезы, реализовать "картины возможных миров", дать достоверное знание. Компьютерные программы могут использоваться для более эффективного и интересного решения развивающих задач для всех аспектов учебного процесса. Модели служат для иллюстрации, а главное, для поддержки мысленного эксперимента, т.к. эти модели – управляющие.

Для такой науки, например, как физика появление моделей - это не ново. Математические модели легли в основу всего множества физических теорий, и в 60-е годы 20-го века развились методы машинного моделирования, которые позволили «материализовать» модели в виде вычислительного эксперимента. Но для географии, (в традиционном смысле понимания, описательной науки) - это все же - новое.

Особенностью разработанных компьютерных моделей является то, что они могут сначала работать как конструкторы (т.е. задана возможность сконструировать территорию), а затем провести исследование на сконструированной самим учащимся территории.

В предлагаемом «Конструкторе» представлено пять моделей: «Местоположение Земли в солнечной системе», «Земля в солнечной системе», и три модели («Исследование поступления солнечной радиации на поверхность Земли», «Радиационный баланс Земли», «Климатические пояса»), являющиеся составными частями исследовательской модели «Взаимодействие Земли и Солнца». Эти модели являются основой для изучения темы «Климатические процессы Земли».