Доска пряничная

       Пряничная доска - это деревянная резная форма для изготовления пряников. С такой доски отпечатывалось изображение на тесте, из которого пекли пряники. Резные деревянные формы для оттиска узора на прянике применяли уже в глубокой древности. При раскопках древнего Новгорода археологами было найдено несколько пряничных досок XII и XIII столетий, украшенных углубленными изображениями расчерченных ромбов, растительным орнаментом и крестами.
       Пряник на Руси на протяжении нескольких столетий был не только любимым лакомством детей и взрослых. Пряники использовались в ритуальных сельскохозяйственных обрядах и на религиозных праздниках. В XVII в. они были принадлежностью и царского стола. Их дарили родным, близким и почетным гостям в знак уважения, любви, в дни новоселий, на именины. Без пряников раньше не обходилось ни одно событие - ни радостное, ни печальное. Так, пряник дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника. Получив этот кусочек, гости знали, что праздник окончен и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался "разгоня". Употребляли пряники и в печальных обрядах. Так, трапеза во время проведения поминок по умершим родственникам заканчивалась угощением пряниками.
       Изготовлялись пряники первоначально, подобно хлебу, квасу и браге, почти в каждом домашнем хозяйстве. Позднее, с развитием спроса на пряники, стали появляться специальные небольшие заведения, которые занимались их выпечкой. В XVII - XVIII вв. пряники десятками пудов развозились по ярмаркам, порой на очень большие расстояния. Пряничники - так назывались мастера, которые выпекали пряники, - делали их по готовым формам. Внешний вид и красота их продукции целиком зависели от этих форм. Форма же, т.е. пряничная доска, выполнялась резчиками по дереву.
       Резьба пряничных досок требовала от мастера большого искусства. Вначале по заранее намеченному рисунку на возможную глубину прорезались контурные линии всех деталей будущего изображения. Затем мастер приступал к заглублению рельефа. Впалые места выбирались на небольшую глубину сразу по всей поверхности доски, после чего выполнялось новое заглубление отдельных деталей. Процесс повторялся до тех пор, пока не был достигнут нужный уровень глубины всего изображения. Этим обеспечивались обязательная для пряничной формы четкость линий и равномерность перепадов рельефа на каждом участке декорируемой поверхности.
       В зависимости от назначения пряника менялись его форма, размеры, мотивы украшения. Из всего многообразия пряничных досок выделяются гербовые пряничные формы, часто называемые в народе "орлеными". Они относятся к так называемым почетным пряничным доскам и с них обычно печатались подносные подарочные пряники. Крупные по размерам, заполненные сложной вязью орнаментальных и изобразительных мотивов, они ценились очень высоко и быстро раскупались. Их охотно приобретали в городах, деревнях, монастырях для особо торжественных случаев.
       Центральным мотивом декоративного убранства таких досок является изображение двуглавого орла. Это мотив играет доминирующую роль в композиции, выступая либо как единственный элемент, либо в различных сочетаниях с подчиненными растительными мотивами, различными обрамлениями и надписями. В коллекции Рыбинского музея-заповедника находятся 7 "орленых" подносных досок, на трех из них изображение двуглавого орла сочетается с "хоромными" мотивами.
       Наиболее крупная из этих досок, относящаяся к XVIII в., поступила в Рыбинский музей в 1936 г. из расформированного Мологского музея. Доска прямоугольной формы, размером 79 х 47 х 6 см, имеет ковчег с изображением, выделенный по четырем сторонам срезами вглубь доски. Центральный мотив композиции - двуглавый орел, на головах которого стилизованные короны, с каплевидным туловищем; распластанными, поднятыми вверх крыльями; в лапах скипетр - бутон и держава - розетка. Двуглавый орел заключен в разорванный картуш, который как бы прорастает из расположенного ниже растительного мотива в виде побега с круглыми цветами и листьями. Другой растительный мотив, теперь в виде вазона с теми же цветами, бутонами и перистыми листьями вырастает между голов орла. Композиция симметрична относительно центральной вертикальной оси за исключением мелких несоответствий рисунка узоров. Вся композиция заключена в рамку из зубчиков. В углах ковчега - повторяющиеся элементы в виде дубового листка.
       Сочетание герба Российского государства и цветущего куста - "древа жизни" - отнюдь не случайно. Мотив "древа жизни" не только один из самых распространенных в народном искусстве, но и древний символ возрождения природы, символ жизни. Появление его на гербовой доске, которые чаще всего использовались при выпечке свадебных пряников, было продиктовано вековой традицией благопожелания, обусловлено стойкостью древних языческих верований и обрядов.