Н.Н. Ге. Портрет писателя Л.Н. Толстого. 1884

«В 1882 году случайно попалось мне слово великого писателя Л.Н. Толстого о «переписи» в Москве... Как искра воспламеняет горючее, так это слово меня всего зажгло. Я понял ... что ему я обязан лучшим, что у меня в душе осталось свято и цело. Я еду в Москву обнять этого великого человека и работать ему» – вспоминает художник.

Встреча с Толстым имела огромные последствия, сближение почти сразу же перешло в глубокую сердечную привязанность. Современники обнаружили, прежде всего, внешнее следствие этого: «опрощение» Ге. Подобно своему великому другу, художник занимался крестьянским трудом.

В 1884 году Ге создает портрет Толстого. Писатель позировал за письменным столом во время работы над статьей «В чем моя вера». Художник видел его обдумывающим фразы, полностью погруженным в свое дело. Именно такое состояние хотел уловить Ге, и это ему удалось в полной мере. «В этом портрете я передавал все, что есть самого драгоценного в этом удивительном человеке», – говорил он.

Труд писателя, процесс творчества и есть самое драгоценное в изображении Толстого. Все остальное на холсте – только детали рабочего кабинета. Старый письменный стол, перильца с балясинками, листы бумаги, пресс-папье, чернильница привлекают внимание лишь постольку, поскольку соотносятся с главным – с образом работающего за этим столом человека. Освещение спокойное, дневное, легко заметны светло-серые рефлексы-отсветы, падающие от окна. Все естественно, по видимости просто и почти буднично. Но в простоте есть глубокий смысл, во внешней безыскусности – большое искусство.

Толстого писали многие художники, среди которых такие превосходные портретисты, как Крамской и Репин. У них Толстой строго и требовательно смотрит на зрителя. Создан образ мудрого провидца, строгого наставника, чьи глаза, кажется, проникают в самую душу. Ге открывает в портрете иную сторону личности Толстого – великого труженика – его работу. Глаза писателя опущены, он полностью ушел в работу, он весь в своем труде.