Макарий – митрополит Московский и всея Руси.

 

 

Макарий (1482-1563), митрополит Московский и всея Руси с 1542 г. Глава иосифлян, сторонник усиления самодержавной власти. Под влиянием Макария Иван IV принял в 1547 г. царский титул. Предпринял канонизацию русских святых. На церковном соборе 1551 г. добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Под руководством Макария составлены «Степенная книга», «Великие Четьи-Минеи».

 

Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»

 

***

 

Макарий, Митрополит всероссийский, 1482-1563 гг.; с 1526 г. архиепископ новгородский, в 1542 г. возведен боярской думой на престол митрополита московского и всея Руси. Будучи сторонником централизации и в государстве, и в церкви, с 1547 г. предпринял канонизацию местных святых; в 1551 г., стремясь к улучшению положения церкви и народной нравственности, созвал «стоглавый» собор; открыл в Москве первую типографию для печатания исправленных богослужебных книг, составил сводную кормчую и проч.

 

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

 

***

 

Макарий Московский, митрополит (ок. 1482-30.12.1563), в миру Михаил, родился в благочестивой московской семье. Еще в юности святой принял монашество в Рождества Богородицы Пафнутиевом Боровском монастыре, а в 1506 г. стал игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске. В 1526 г. святитель Макарий был рукоположен во архиепископы Новгородского и Псковского. Огромные культурные богатства земли этой только способствовали его книжной и просветительской деятельности. Святитель предпринял создание грандиозного свода «всех чтимых книг на Руси» – Великих Четьих-Миней, которые вошли в историю под названием Макариевских. Немало усилий приложил святитель Макарий по организации на Руси книгопечатного дела. При нем была открыта в Москве первая типография для печатания священных книг. Заслуги святителя в благом укреплении и развитии русской духовной культуры огромны. С 1542 г. – митрополит Московский и всея Руси. Был сторонником сильной самодержавной власти. Оказал огромное влияние на формирование личности Ивана IV Грозного. Именно святитель Макарий подтолкнул государя на принятие им царского титула и венчание на царство в 1547 г.

Память святителю Макарию отмечается 30 декабря/12 января.

 

Источник: http://hrono.ru/biograf/makariy.html

 

***

 

Макарий (в миру Макар) (1481/1482-1563, Москва), митрополит Московский и Всея Руси (с 1542 г.), писатель, живописец. Происходил, вероятно, из среды духовенства. В конце XV в. стал монахом Пафнутьев-Боровского монастыря; служил чтецом, поддьяконом, дьяконом, священником, владел искусством иконописи. Был убеждённым сторонником иосифлянства. В 1523 г. возведён митрополитом Даниилом в архимандриты можайского Лужицкого монастыря, обратил на себя внимание великого князя московского Василия III. Поддержал великого князя в разводе с Соломонией Сабуровой и благословил на второй брак с Еленой Глинской. С 1526 г. архиепископ Новгородский, проводил промосковскую политику, занимался миссионерством среди угро-финских народов. В 1541 г. под его руководством завершена так называемая первая редакция «Великих Четьи-Миней». 16 марта 1542 г. Макарий избран в митрополиты Московские и Всея Руси при поддержке князя А. М. Шуйского. В период малолетства Ивана IV Грозного и регентства Шуйских у Макария, часто «печаловавшегося» за опальных вельмож, осложнились отношения с Боярской думой, неоднократно предпринимались попытки «свести» его с престола. Летом 1544 г., во время одного из московских пожаров, когда загорелся Кремль, Макарий едва не погиб в огне. Во время восстания 1547 г. содействовал отстранению от власти Глинских. Став одним из ближайших советников Ивана IV, венчал его на царство (16 января 1547 г.). В том же году благословил Ивана IV на брак с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой. Был активным участником Земских соборов 1547, 1549, 1550 гг.; выступал за примирение враждующих боярских группировок. На церковных так называемых Макарьевских соборах провёл канонизацию 39 общерусских святых. На соборе 1549 г. добился отлучения от церкви сподвижника Максима Грека архимандрита Чудова монастыря Исаака Собаки. Переписывался с ссыльным Максимом Греком, включил ряд его сочинений в «Великие Четьи-Минеи», при этом уклонялся от рассмотрения просьб о помиловании. Благословил войско во время Казанского похода 1550 г. В 1551 г. совместно с царём созвал церковно-земский Стоглавый собор. Во время похода на Казань (1552 г.) Иван IV оставил Макария в Москве «беречи царство» (фактический глава государства). В 1552 г. под руководством Макария создана вторая, а в 1554 г. – третья редакция «Великих Четьи-Миней». На церковных соборах 1553-1555 гг. поддержал обвинения в ереси боярского сына М. С. Башкина, старца Артемия, инока Феодосия Косого, защищал Сильвестра, обвинённого дьяком И. И. Висковатовым в неканоничности росписей Благовещенского собора Московского Кремля. Во время отъездов царя из Москвы вёл государственные дела, дипломатические переговоры, рассылал гонцов с грамотами за рубеж. При участии Макария расписывались Покровский собор и Золотая палата в Кремле, составлялись Летописец начала царства и Царственная книга. В конце жизни отошёл от государственных дел, руководил созданием Степенной книги, поддерживал книгопечатание И. Фёдорова, поновлял иконы. В 1564 г. были созданы «Житие» и «Сказание о последних днях митрополита Макария». Похоронен в Успенском соборе Кремля. Канонизирован Русской православной церковью (1988 г.).

 

Л. А. Ольшевская.

 

Энциклопедия «Москва»

 

***

 

Макарий – митрополит всероссийский (1482-1563), выдающийся представитель русской иерархии. Впервые оценил по достоинству эту крупную фигуру академик Е. Е. Голубинский. По своему настроению и взглядам Макарий может быть причислен к партии иосифлян; но он не был партийным человеком. Обходительный и ласковый, Макарий не запятнал себя раболепством пред высшею властью и холодною жестокостью к людям, не разделявшим его взглядов на монастырское вотчиновладение. Не обладая кротостью святого и гением преобразователя, он сумел взять удачный средний тон миротворца бурной эпохи и устроителя жизни церкви, на основах и в пределах, которые допускала тогдашняя русская действительность. Как и Иосиф, Макарий был сторонником монастырского общежития и ввел его в своем Лужецком монастыре. Это, а также «мудрость в божественном писании» открыли ему дорогу на Новгородскую архиепископию (1526 г.). Здесь Макарий ввел общежитие в монастырях, прекратил купножитие монахов и монахинь в одних и тех же монастырях, стремился к утверждению христианства между инородцами Водской пятины, украшал храм святой Софии и начал работу по собиранию всех чтимых церковью книг, обретавшихся в русской земле. В 1542 г. Макарий оказался митрополитом московским. То обстоятельство, что он занял кафедру после низвержения двух предшественников своих (Даниила и Иоасафа), в момент острой боярской борьбы, оказал мало влияния на воспитание Грозного  и продержался без особых столкновений до 1563 г., в глазах многих кладет на образ Макария черные тени. Другие, наоборот, именно Макарию приписывают переворот 1546 г. в настроении Иоанна и начало блестящего периода его правления. Мысль о венчании на царство не могла принадлежать 16-летнему Иоанну; она шла от митрополита. В 1547-1549 и 1551 гг. состоялись церковные соборы, оставившие глубокий след в истории. Первые два решают вопрос о канонизации святых. Дотоле русская церковь чтила 22 святых; теперь было провозглашено общецерковными святыми еще 30 и местными 9. Это ставило на очередь вопрос о возглавлении изукрашенной святыми церкви патриархом. Собор 1551 г. Стоглавый (названный так по разделенным на сто глав его определениям), ставил своей задачей обновление русской церкви. Деяния собора выдвигают на первый план молодого царя и оставляют в тени митрополита. Но это только казовая сторона дела. В вопросах собору, предложенных от имени царя, многие указывают такие особенности обычаев псковско-новгородской области, которые явно выдают авторство бывшего новгородского епископа. Постановления собора затрагивают церковное богослужение, епархиальное архиерейское управление и суд, жизнь духовенства высшего и низшего, монашества, христианскую жизнь мирян. Макарий не имел преемников, которые могли бы продолжать его дело; поэтому постановления собора 1551 г. не вошли в жизнь в той мере, как того заслуживали. – По жгучему вопросу о владении церковными вотчинами Макарий держал себя умеренно. Военные предприятия ставили остро вопрос о наделении поместьями боярских детей. В 1551 и 1557 гг. были предприняты важные ограничения накопления земель в руках церкви. Макарий молчал, но он заявил протест, когда царь захотел приобрести недвижимые имения митрополичьей кафедры. – При Макарии основана первая типография в Москве. В год смерти митрополита в ней напечатана первая книга – «Апостол». – На втором году его правления с Максима Грека было снято запрещение. – Наконец, с именем Макария связано издание Четьих-Миней и «Степенной книги». Над изданием Миней Макарий работал 12 лет уже в Новгороде и в 1541 г. список его подарил Софийскому собору. В 1552 г. был закончен перепискою более полный список, внесенный Макарием в Успенский собор (теперь в Синодальной библиотеке). Он состоит из 12 книг. На 1300 житий русских произведений приходится только 39, похвальных слов – 25; из последних, некоторые можно также назвать житиями. - «Степенная книга» дает биографии представителей светской и духовной власти и старается утвердить в понятиях общества то высокое представление о царской власти, которое сложилось в XVI в. Во всех важнейших биографиях постоянно говорится о «чудесно-рожденных» князьях, о «чудесном зачатии», о благочестии русских самодержцев. Вообще «Степенная книга» является сборником статей агиобиографического содержания и в этом отношении очень напоминает Четьи-Минеи. Когда Макарий умер, царь писал: «о Боже! коль бы счастлива русская земля была, коли бы владыки таци были, яко преосвященный Макарий».

 

Источник: http://rulex.ru/01130049.htm

 

***

 

Макарий, святой, (1482-1563), митрополит Московский и всея Руси, церковный деятель, выдающийся политик и православный иерарх, внесший также большой вклад в древнерусское книжное дело и искусство.

Принял монашеский постриг в Пафнутьево-Боровском монастыре. Был архимандритом можайского Лужецкого монастыря. В 1526 г. возведен в сан архиепископа Новгородского. Выступал как сторонник идей Иосифа Волоцкого о сильной (строгостью обряда и экономической обеспеченностью) церкви и противник секуляризации монастырских земель. Неукоснительно следил за благочинием (к примеру, упразднив в Новгороде «купножитие», совместное пребывание иноков и инокинь в одних и тех же обителях).

Поставленный митрополитом Московским и всея Руси в 1542 г., стал советником Ивана Грозного, участвовал в принятии важнейших государственных решений; под его началом был проведен Стоглавый собор (1551 г.). Стремясь укрепить самодержавную, но в то же время находящуюся под неизменным покровом церкви центральную власть, Макарий непосредственно подвигнул юного Ивана Васильевича на то, чтобы он в 1547 г. венчался на царство, приняв новый титул «царя и великого князя всея Руси». Во время последующих возмущений, мятежей, жестоких царских репрессий многократно призывал к взаимному покаянию сторон, в том числе на т.н. соборах примирения 1547-1550 гг. По отношению же к «еретикам», напротив, был весьма суров, заклеймив их с помощью соборов 1549-1554 гг. (личная его нетерпимость к вольнодумию проявилась, в частности, в том, что он отказался облегчить участь опального Максима Грека). Сам оказался в роли монарха, когда Грозный во время похода на Казанское ханство в 1552-1555 гг. оставил его в столице «вместо себя». К концу 1560-х годов постепенно удалился от государственных дел, сосредоточившись на вопросах церковного управления и просвещения.

Развернул широкую программу книжных трудов: под его руководством были составлены настоящие энциклопедии древнерусской литературы: 12-томные Великие Минеи Четьи (завершенные в первой редакции в 1541 г.) и Степенная книга (1560-1563 гг.), устроена первая русская типография Ивана Федорова (выпустившая первую книгу в 1564 г., уже после смерти Макария). Провел в 1547-1549 гг. канонизацию многочисленных местных (а начиная с этого времени – общерусских) святых. Ревностно проводя в жизнь идеи теократического, божественно освященного царства, Макарий (стараниями которого еще в Новгороде был заново украшен Софийский собор) тем самым способствовал пышному расцвету церковного искусства, наглядно воплощающего величие государства (постройка собора Василия Блаженного и др.).

Скончался митрополит Макарий 31 декабря 1563 г. Причислен к лику святых; церковь отмечает его память 30 декабря (12 января). С 1993 г. в Можайске ежегодно проводятся историко-исследовательские «Макарьевские чтения» в память святителя.

 

Литература: Макарий, митрополит. История русской церкви, кн. 4, ч. 1-2. М., 1996; Лебедев Н.А. Макарий, митрополит всероссийский (1542-1563). М., 1877; Макарий (Веретенников), архимандрит. Московский митрополит Макарий и его время. М., 1996.

 

Энциклопедия «Кругосвет»