Комментарий методиста  к уроку

учителя немецкого языка

Смирнова И.Б.

 

Задания

  1. Внимательно проанализируйте формулировки цели и задач данного занятия. Охарактеризуйте их. Не считаете ли Вы, что цель учебного занятия должна решаться в контексте той деятельности (частично), которая отражена в дидактических задачах?
  2. Соотнесите содержание цели данного занятия и воспитательных задач. Не считаете ли Вы, что развивающие задачи сформулированы не совсем корректно, и их скорее можно рассматривать как образовательные, а развивающие могут быть соотнесены с развитием

ряда когнитивных умений, большинство из которых могут быть рассмотрены как общеучебные?

  1. Просмотрите видеозапись урока и сценарий урока (бумажный вариант) и скажите, всё ли из запланированного учителем в сценарии, реализовано на уроке?
  2. Обратите внимание на то, каким образом, какими приёмами учитель активизирует речевую деятельность школьников и стимулирует их участие в предложенном учителем разговоре? Можно ли ещё каким - либо образом усилить речевую активность школьников, обеспечивая при этом и языковую правильность речи?
  3. Не считаете ли Вы, что обсуждаемая тема (даже на таком уровне, как это делается на анализируемом уроке) требует владения определённой лексикой, вероятно не столь часто встречающейся в высказываниях учащихся, как при непосредственном, так и при опосредованном общении, и в употреблении которой вполне возможны ошибки?
  4. Попробуйте назвать эти ЛЕ и предложите упражнения (задания), выполнение которых смогло бы привести к активизации употребления такой лексики и, в определённой степени способствовало бы правильности её употребления.
  5. Пункт 2 запланированного сценария урока обозначен учителем как “Работа с художественным текстом”. Работа же на уроке ограничивается обучением извлекать информацию из визуального источника, в данном конкретном случае, из названия и рисунка на титульном листе (обложке) и развитием умения прогнозировать на основе этого развитие сюжета.

Учитель в разработанном сценарии приводит возможные предполагаемые ответы учащихся, однако учителю не могло придти в голову, что эти ответы будут абсолютно правильными не только в смысловом плане, но и в плане правильного оформления речи, тем более, что это совершенно незнакомый учителю класс и, вероятно, вряд ли ему известен в деталях уровень обученности десятиклассников.

Нужна ли в данном случае какая- либо профилактическая работа и как, по вашему мнению, можно её организовать достаточно экономно, действенно и результативно?

  1. Вы, вероятно, согласны с тем, что учитель очень умело развивает умение школьников “видеть”, как иллюстрация содержит в себе важнейшую информацию, как её можно извлечь, на что нужно обратить внимание, рассматривая иллюстрацию и, как можно на её основе прогнозировать развитие действия?

Внимательно прочитайте содержание пункта 2.1 (бумажный носитель) и составьте план (схему), отражающую последовательность предложенной учителем для осуществления на уроке работы. Просмотрите внимательно видеозапись этого фрагмента урока и скажите, всё ли удалось из задуманного учителем, и в какой момент Вы бы поступили иначе или Вы полностью бы реализовали, в той же последовательности, предложенную учителем схему работы?

  1. Проанализируйте фрагмент, подводящий итог урока.
  2. Удалось ли учителю подготовить учащихся к чтению повести австрийской писательницы, восприятию, осмыслению и обсуждению воспринятого в ходе чтения содержания?
  3. Вероятно, речь идёт о домашнем чтении, у которого, как у содержательного компонента процесса обучения иностранным языкам есть свои очень важные функции и перед которым стоят очень важные задачи в контексте достижения цели обучения иностранным языкам, имеющей в современной интерпретации триединый характер.
  4. Отличает ли реализация этого статуса чтения особая специфика в дидактико-методическом плане по сравнению с осуществлением рассматриваемых в отечественной методике видов чтения? Поразмышляйте над этим и выразите своё мнение, не забудьте аргументировать своё мнение и привлечь свой педагогический опыт.

Урок дан в 9 классе гимназии №2 г Брянска. (О том, в каком классе даётся данный урок, узнаёшь, к сожалению, только в ходе просмотра урока, представленного в видеозаписи).

И.Б. Смирнов обладает высокой профессиональной культурой, современным методическим мышлением, педагогическим мастерством, осознанием задач, стоящих перед языковым образованием, в целом, и перед обучением иностранным языкам в конкретных условиях.