П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Немецкая песенка

            Жанр: Фортепианная миниатюра ми-бемоль мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

 

            Эта немецкая песенка по характеру напоминает тирольское пение. Тирольский колорит создает так называемый йодль – жанр народных песен альпийских горцев. Рефрен таких песен представляет собой вокализ, который исполняется в своеобразной манере на одних гласных звуках с характерным переходом от низкого грудного регистра к горловому (фальцету) на широких интервалах (в нижнем регистре певец вокализует на гласных а и о,  в высоком – на е и и). Именно эти элементы можно отчетливо уловить в этой пьесе Чайковского. Композитор мог слышать такое пение, когда жил в Швейцарии, которую очень любил.1

            Трехдольный размер пьесы ассоциируется не столько с вальсом (такое утверждение часто можно слышать), сколько с его предшественником лендлером. В интонациях мелодического голоса ощущаются чуть заметные  опоры на  вторые (слабые) доли такта, которые подчеркиваются пунктирным ритмом.

            П. Чайковский остроумно построил аккомпанемент в пьесе: в нем всего две гармонии – тоника и доминанта. Такое ограничение выразительных средств вызвано, безусловно, желанием композитора передать народный характер музыки.2

            Пьеса написана в трехчастной форме. Крайние части повторяются. Средняя часть вносит заметное разнообразие: мелодия приобретает распевность, широту дыхания, некоторые ее фрагменты изложены двойными нотами, что вызывает ассоциацию со  звучанием пастушеских рожков.

Примечания

1 В одном из писем к Н. фон Мекк из Швейцарии, Чайковский писал: «Погода здесь стоит удивительная, на небе совершенно чисто; изредка по нему ползают прозрачные, освещаемые самыми разнообразными способами облачка. Днем бывает тепло, как летом. Впрочем, эта чудная погода установилась  только дня четыре тому назад. До тех пор шли дожди, было холодно, сыро и грустно. Сегодня мы сделали превосходную прогулку пешком в Glion, в горы, через Gorge du Chauderon. Это такая очаровательная прогулка, лучше которой трудно  что-нибудь себе представить». (Чайковский и Надежда Филаретовна фон Мекк. Переписка. Кн. 1. М.2004. С. 80).

2 Более того, в автографе зафиксирована еще более смелая версия: в крайних частях все смены гармонии проходят на неизменном басовом ми-бемоль. Этот все время повторяющийся звук в таком случае напоминает бурдонный бас волынки – прием, уже встречавшийся в некоторых  пьесах «Детского  альбома». 

 

© Александр МАЙКАПАР