П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Новая кукла

            Жанр: Фортепианная миниатюра си-бемоль мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

 

            Вновь, как и в других пьесах цикла, мы находим пример пьесы, выражающей от начала до конца одно настроение, как говорили раньше, аффект1. Музыка наполнена  чувством восторга, трепещущей радости, счастья. Выдержанный на протяжении всей пьесы ритмический пульс, который дает аккомпанемент, напоминает взволнованное биение сердца. Невольно напрашивается параллель с замечательной песней Бетховена «Новая любовь – новая жизнь» на стихи  И. В. Гете.2 В обоих случаях схожий тактовый размер: у Чайковского три восьмые (3/8), у Бетховена – шесть восьмых (6/8). Бетховен тоже передает это радостное биении тремя пульсирующими восьмушками аккомпанемента, правда, немного иначе распределяет звуки и паузы в каждой из основных долей такта.3 Сходство между этими произведениями еще и в том, как организованы ритмически длительности в мелодии в обоих произведениях: в восходящих мотивах фраз сильная доля – она же и долгая. Так создается трепетная пульсация произведения. И последнее в сходстве этих сочинений: в том и в другом случае радостное стремление души передается восходящей – начальной – фразой, чувство удовлетворения и успокоения – нисходящей. В пьесе Чайковского распевные задержания секвенций нагнетают напряженность к вершине фразы, и это нарастание звучит на едином дыхании.

            Не меняя общего радостного настроения, средняя часть4 вносить известное разнообразие за счет того, что ритмическая структура мелодии вступает в некоторое противоречие – художественно, конечно, оправданное, поскольку оно именно так  задумано – с аккомпанементом. В мелодии появляются паузы между короткими мотивами из двух звуков, передающее как бы учащенное дыхание. Возбуждение нарастает. Создается ощущение речи «взахлеб».5 При этом, создавая образ взволнованного порывистого движения, пианист должен вместе с тем передать все нюансы интонирования мелодии, все оттенки гармонического развития.

            К концу средней части возбуждение проходит; возвращается музыка первой части. Но в отличие от других пьес цикла, в которых реприза полностью повторяет первую часть пьесы, здесь реприза объединяет музыкальный материал первой и второй частей, как бы суммирует их: после первой фразы первой части звучит музыкальный материал второй части – на сей раз не так возбужденно, а скорее умиротворенно.

Примечания

1 Объяснение этого  термина см. в комментарии к № 3 «Игра в лошадки».

2 Наша догадка о том, что в музыке «Новой куклы» выражено радостное биение сердца, косвенным образом подтверждается первыми словами песни Бетховена: «Сердец, сердце, что с тобой?…».

3 Было  бы странно, если бы не оказалось никакого  различия!

4Напоминаем, что  эта пьеса, как  и остальные в цикле, написана в трехчастной форме.

5Стремление исполнителя передать это  настроение не должно выливаться в поспешность и сумбур исполнение. Это  вопрос мастерства исполнителя.

© Александр МАЙКАПАР