«ПОЭТ И ЧИТАТЕЛЬ»*

 

Урок анализа поэтического текста. Дополнительный материал к уроку

М.И.Цветаева. «Тоска по родине! Давно…» 3 мая 1934

 

I. Вступительное слово учителя.

 

Читая стихи поэтов серебряного века, мы с вами всё время пытались установить связи, существующие между творцом и миром.

Вспомним, какие темы мы обсуждали, ставя в центр мира Поэта.

Поэт и время.

Поэт и слово.

Поэт и жизнь.

Поэт и смерть и т.п.

Сегодня поговорим о самой, наверное, сложной стороне взаимоотношений Поэта с миром: о Поэте и Читателе. Ведь в конечном итоге есть только один способ существования Поэта во времени: быть прочитанным.

Но и это ещё не всё. Все хотят быть понятыми. И мы в том числе.

А если ещё и адекватно понятыми – это уже из области «безмерного», как сказала бы марина Ивановна Цветаева.

 

Как сам Поэт помогает читателю? Есть ли какие-то знаки, с помощью которых он «Ведёт» нас по стихам, как дорога ведёт идущего?

Скажите, без чего мы не можем обойтись, читая и интерпретируя поэтический текст?

Ритм.

Рифма.

Образ лирического героя.

Интонация…

 

II. Анализ стихотворения.

 

1. Начнём с даты. О чём она может нам рассказать?

1934 год. Эмиграция. Самое трагичное время в судьбе М.И.Цветаевой, так её тогда казалось.

Почему многие поэты, оказавшись вне родины, воспринимают это как бедствие? Некоторые замолкают.

Очевидно, имеет значение отрыв от языка, слова.

Поэт же существует только в Слове!

 

2. Чтение стихотворения учащимися.

Обратите внимание на его звучание. Легко ли оно читается? Почему?

 

3. Как начинается стихотворение?

Сразу, с самой высокой ноты. Главное выговорено сразу:

Тоска по родине!..

Всё на выдохе, на пределе чувства, восклицания.

 

Определим стихотворный размер. Почувствуем ритм.

4-стопный ямб.

Но так ли «размерен» этот ямб?

Строка «ломается». Слово давно кажется «лишним», перетекает, переносится во второй стих, ибо относится к причастию разоблачённая. 

Такой поэтический приём называется переносом и состоит в буквальном переносе слова или словосочетания в следующий стих.

Подумайте, для чего это делается? В чём смысл такого слома ритма?

Душевный надлом порождает судорожность речи. Поэтически это передаётся переносом.

Читать надо так, как требует автор: с большей, чем обычно, паузой в стихе.

 

Найдите следующий перенос и прокомментируйте его.

 

Мне совершенно всё равно –

Где – совершенно одинокой

 

Быть…

 

4. Следующая «подсказка» автора:  - где – выделено курсивом.

Где – это где?

Нигде.

Везде.

Вне дома.

 

И два тире. Чтобы не пропустили. Увидели и услышали при чтении.

 

Так о чём же стихотворение? Какова его главная тема?

 

ДОМ И БЕЗДОМЬЕ..

 

Эта тема становится одной из «сквозных» в поэзии Цветаевой 1930-х годов. Послушайте хотя бы стихотворение «Дом» («Лопушиный, ромашный…»)

Здесь дом одухотворён, одушевлён. Дом – защита.

 

Есть ли Дом в стихотворении «Тоска по родине…»?

Есть, но он не знает, что дом, потому что для лирической героини это «пристанище», «казённый дом» - госпиталь, казарма.

Дом.

Не-дом.

Госпиталь.

Казарма

 

Отсюда появляется ещё один мотив, важнейший для понимания авторского замысла, - МОТИВ ОДИНОЧЕСТВА.

В какой строфе стихотворения он начинает звучать?

 

В первой строфе:

Мне совершенно всё равно –

Где – совершенно одинокой

 

Быть…

 

5. Итак, дом – «не-дом».

Лирическая героиня бездомна, одинока.

Как усиливается  этот мотив в стихотворении? Обратите внимание на ассоциативный ряд. выстроенный М.Цветаевой.

Лирическая героиня – лев пленный – медведь без льдины.

Каков традиционный (общекультурный) смысл этих образов-символов?

Лев – царь зверей.

Медведь – хозяин леса.

Оба образа снижаются в стихотворении. У льва хватает силы только «ощетиниваться», медведь лишён даже льдины.

 

Какой художественный приём помогает понять безграничное одиночество лирической героини?

Сравнение (творительный сравнения).

 

6. Что остаётся «вытесненной» из дома героине?

Я.

«Единоличье чувств»

Прокомментируйте это словосочетание, имея в виду то, что уход мучит поэта, звучит мотивом в других стихотворениях этого времени. Сравните, как оценивает лирическая героиня Цветаевой состояние одиночества в стихотворении «Уединение: уйди…» (сентябрь 1934).

Уединение – одиночество – смерть.

Это высшая степень трагизма.

 

Вернёмся к «Тоске по родине…»

Обратите внимание на обилие отрицаний в первой части:

Дом, не знающий

Медведь без льдины

Не ужиться

Не тщусь( не хочу, не желаю)

 

Враждебный чужой мир порождает внутреннее сопротивление в героине, желание отделиться, отгородиться от бездомья, найти пристанище «в себе».

 

Возможно ли это?

Прочитайте следующие (5-6) строфы:

 

Не обольщусь и языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично – на каком

Непонимаемой быть встречным!

 

(Читателем, газетных тонн

Глотателем, доильцем сплетен)

Двадцатого столетья – он,

А я – до всякого столетья!

 

7. Для поэтов серебряного века слово (язык) всегда было высшим смыслом творчества.

Вспомните гумилёвское «Слово – это Бог», мандельштамовскую «первооснову жизни».

Как М.И.Цветаева отвечала на вопрос «Что есть Слово»?

 

Прочитайте отрывок из письма, в котором Цветаева размышляет о природе поэтического дара и выведите её «формулу» Слова.

 

«Поэт: определённый духовный строй и определённый словесный дар.

Поэт: определённый духовный строй, осуществляющийся только в слове (певчем).

Поэт без стихов (то есть только духовный строй) – не поэт. Стихи без поэта (то есть голый словесный дар) – просто рифмованные строки…

У поэта нет других путей к постижению жизни кроме слова, этим он отличается от не-поэта, у которого всё (кроме)…

Слово для поэта совершенно самостоятельная единица ценности. Не звук (...), а данный звук, соответствующий данному смыслу. Ища слова, поэт ищет смысла.

Поэт неизбежно терпит крах на всех других путях осуществления. Привычный, приученный (собой же) к абсолюту, он требует от жизни то, чего она дать не может, ибо она то, из чего, а не то, что…

Ещё. Область поэта – душа. Вся душа. Над душой – дух, не нуждающийся в поэтах, если нуждающийся – в пророках…» («Родные перезвоны». Брюссель. 1952, № 1)

 

Поэт – Творец – Бог.

Но это тогда, когда есть ради кого и кому творить.

 

8. Какова же суть трагедии «бездомного поэта»?

Нет читателя.

Бездомье оборачивается безмолвием.

 

Каково время стихотворения?

Двадцатое столетье.

А время поэта – «до всякого столетья».

Вечность.

 

Дом Поэта и Время Поэта – там и тогда, где и когда он находит отзыв своим стихам, своему Слову.

Отсюда – такое категоричное заявление:

 

Мне все – равны, мне всё – равно,

И, может быть, всего равнее –

 

Роднее бывшее – всего.

 

Найдите созвучные слова и прокомментируйте смысл этих созвучий.

Равны – равно – равнее – роднее (бывшее)

 

Ничего нельзя вернуть.

К чувству покинутости, одиночества примешивается обида:

 

Так край меня не уберёг

Мой, что и самый зоркий сыщик –

Вдоль всей души, всей – поперёк!

Родимого пятна не сыщет!

 

9. Метафора «родимое пятно»… Оно не на теле – на душе, скрыто от зорких чужих глаз, потаённо.

Родимое – родродина.

Млечный призыв родного языка.

Всё это истоки жизни, творчества.

 

 

10. А теперь вникнем в смысл последней строфы:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё – равно, и все – едино.

 

Если нет ни родной веры, ни родимого дома, то нет ничего.

Это было бы так, если бы не последние две строчки, напоминающие о красной рябине из детства.

Вспомните:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась…

 

Здесь, ниоткуда, возникает видение дома:

Но если на дороге – куст

Встаёт, особенно – рябина…

Всё. Строка оборвана. Многоточие. Кажется, героиня захлебнулась нахлынувшим чувством…

 

III. А теперь перечитаем стихотворение.

Что изменилось в вашем восприятии поэтического мира М.И.Цветаевой?