М.М.Антокольский. Христос перед народом. 1874

Жанровое разнообразие скульптуры не столь велико как в живописи, основная тема для скульпторов - изображение человека или животных. Обращаясь к портретному жанру, русские ваятели 18-19 веков обычно представляли современников, чаще всего, это были работы, выполненные с натуры. Попытку расширить возможности скульптуры, изменить ее тематический диапазон предпринял во второй половине 19 века известный российский мастер Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902). Он создал целую галерею портретных образов русских исторических деятелей, с которыми он сам никогда не встречался. Свои портреты Антокольский создавал на основе тщательного постижения документальных источников и сочинений, внимательного изучения уже имеющихся прижизненных портретов, а также в результате собственных размышлений и представлений об исторической миссии своего героя. Так появились образы "Петра I", "Ивана Грозного", "Ермака", "Ярослава Мудрого", которые отразили представление об отечественной истории целого поколения позитивистски настроенной русской интеллигенции.

Новаторский подход Антокольского к созданию образов великих людей состоял также в том, что он не прибегнул к высокому штилю классицизма, не стал использовать в своих творениях сложный язык аллегорий. Исторических персонажей он изображал с позиций художника-реалиста: стараясь создавать произведения, наполненные глубоким психологическим, нравственным или даже философским содержанием, он оставался верным ясным композиционным принципам и был предельно достоверным в деталях. Близость к демократическим художественным кругам, дружба с В.В. Стасовым только утвердили мастера в правильности его пути.

Во второй половине 70-х годов Марк Антокольский все чаще создает не столько фигуры-портреты, сколько именно фигуры-символы, вобравшие в себя целый спектр беспокойно-тревожных мыслей; все более изысканно-гибкой, живой становится моделировка. Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. "Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений, - писал В. В. Стасов. - Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, впрочем, полною поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде".

Первым в ряду новых образов предстает "Христос перед судом народа" (1874, бронза, ГРМ; мрамор, ГТГ). По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он "представляется в XIX веке". После знакомства публики с книгой французского историка Эрнеста Ренана "Жизнь Иисуса" в европейском обществе произошло значительное изменение в отношении к личности Христа, многие считали его реально живущим историческим лицом. В русском искусстве эта точка зрения нашла свое отражение в произведениях самых известных художников. Не случайно к этому образу обратились И. Крамской, Н. Ге, В. Поленов и другие. Антокольский отразил эти взгляды в скульптуре.

В образе, созданном Антокольским, - трагизм "реформатора, восставшего против фарисеев и саддукеев", который стоит перед судом тех, кого он защищал и кто его не смог понять. "Я выбрал этот момент потому, - писал автор, - что здесь и связался узел драмы, его душевное движение в эту минуту является необыкновенно грандиозным". Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. К такой "трудной простоте" образа и стремился Антокольский: "В статуе я хотел создать тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной..."

В 1876 году скульптор создал бронзовый бюст, изображающий Христа, где главное внимание автора сосредоточено на передаче внутреннего чувства, почти не имеющего выражения во внешних проявлениях. В отличие от своих ранних произведений, скульптор не дробит форму, не допускает никакой мелочности в деталях. Все в образе Христа сдержанно, гармонично, величаво. Во взгляде Христа, который смоделирован с удивительным мастерством, чувствуется особая отрешенность и возвышенность. Христос у Антокольского непреклонен и убежден в своей правоте, в нем нет активного протеста, но нет и отчаяния. Одухотворенное, тонкое лицо Иисуса полно доброты и света, но это скорее не религиозно-мистический, а душевный свет. Так считал сам Антокольский, который говорил, что стремился показать Христа "не столько богочеловеком, сколько нравственно-этическим символом".

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева