С.Ф. ЩЕДРИН. НОВЫЙ РИМ. ЗАМОК СВЯТОГО АНГЕЛА. 1824

С.Ф. Щедрин прожил двенадцать лучших лет своей жизни в Италии и умер здесь в расцвете лет. Очарованный красотой страны, он без устали запечатлевал на многочисленных полотнах дивную природу этой страны. Впервые в отечественном искусстве художник обратился к проблемам пленэра – живописи на открытом воздухе. Картина “Новый Рим. Замок Святого Ангела” стала первым большим полотном, где мастер воплотил свои новые живописные задачи.

Темой картины художник выбрал вид на набережную реки Тибр. Знаменитые памятники прошлого – собор Святого Петра и замок Святого Ангела – отнесены на дальний план. Они интересуют художника не как воплощения величия Рима, а как участники и свидетели жизни современного города. На переднем плане картины – повседневная жизнь городской бедноты. Недаром картина названа “Новый Рим” – романтический художник стремится по-новому, свежим взглядом увидеть “вечный город”.

Единство живописного пространства картины достигается за счет общего голубовато-охристого тона. Серебристые и серые цвета создают ощущение влаги, мерцают, переливаются. Эта изменчивость цвета рождает ощущение движения, живой жизни.

По словам одного из современников Щедрина, “произведение сие так понравилось в Риме, что многие хотели иметь его. Художник должен был повторить этот вид восемь раз, но любя художество и природу, не захотел быть копиистом собственной работы. Всякий раз он изменял воздух и тон картины”.