Вопросы и задания к уроку по теме «Начало правления Ивана IV»:

  1. При рассмотрении деятельности Елены Глинской можно спросить учащихся, каких еще известных княгинь (помимо Елены Глинской) вы помните?
  2. Перечислите не менее трех причин, побудивших Ивана IV принять царский титул?
  3. Период боярского правления на Руси отмечен ухудшением внутреннего положения на Руси? Чем это можно объяснить? Каковы были последствия?
  4. Можно ли считать Избранную раду настоящим правительством страны?
  5. В состав Избранной Рады входили разные по своему происхождению люди: дворянин А. Ф. Адашев, князь А. М. Курбский, митрополит Макарий и др. Зачем Ивану IV понадобился столь представительный совет? Почему в своей политике он не мог опираться только на Боярскую думу?
  6. Считается, что главными противниками Ивана IV внутри страны были бояре. Зачем тогда царь привлекал их к управлению страной, ведь бояре занимали многие ключевые посты в государственном управлении?
  7. Вспомните, что такое Юрьев день, когда и зачем он был впервые введен? Почему Иван IV сохранил это правило в своем Судебнике 1550 г.?
  8. В 1549 г. дворянин Иван Пересветов подал царю челобитную, в которой писал: «Государство без грозы, что конь без узды», – считая, что государь должен обладать сильной властью с опорой на служилых людей, а не на «ленивых богатинов». Кто такие, в понимании И. Пересветова, «ленивые богатины»? Почему он относится к ним с неприязнью? Почему опорой царя должны стать именно служилые люди? Можно ли говорить, что Иван IV в своей внутренней политике следовал идеям И. Пересветова?
  9. Почему важное место среди реформ середины 1550-х гг. занимают военные реформы?
  10. Вспомните, что такое местничество? Чем отличаются по своему положению дворяне и вотчинники (бояре)?
  11. Чем отличается ополчение и стрелецкое войско?
  12. Что такое кормление?
  13. Подтвердите или опровергните утверждение: «дворяне в период реформ Избранной рады укрепили свое положение в государстве».
  14. В XVI в. был создан новый орган центрального управления – приказ. Вспомните, какие учреждения раньше выполняли функции приказов? Почему они в итоге были упразднены? Какие недостатки приказной системы вам известны?