Тема урока «Освобождение от захватов»

Задачи:

1) обучить принципам освобождения от захватов;

2) напомнить о законах и применении приемов без нужды, возможных последствиях нападения и защиты.

 

Ход урока:

1. Подготовительная часть — 15-20 мин.

Построение и перекличка.

Беседа о многообразии и большом арсенале приемов и техник для самозащиты. Напоминаю, что одной из основополагающих установок сознания должна быть связать с идеалами «природной естественности и первозданной чистоты». Эти идеалы вдохновляли и мастеров боевых искусств. Процесс обучения превращался в путь к совершенству, уподобления природным стихиям, подражанию одухотворенной природе.

Истинная победа заключается в том, чтобы выиграть бой при помощи «мозгов, а не кулаков». Поэтому сегодня мы будем изучать не приемы, которых бесконечное множество, а принципы освобождения, их механизм.

Итак, разминка, где будет больше акробатических упражнений, что связано с умением падать после броска, развитием вестибулярного аппарата, координации движений.

Бег по залу в медленном, среднем, быстром темпе (30-15-10 сек.):

— с поворотом на 360° через левое и правое плечо;

— по команде — выпрыгивание вверх с высоким подниманием бедер;

— движение боком приставными шагами на 2 шага с последующим разворотом;

— спиной вперед, смотреть через правое плечо;

— разминка кистей, предплечий, плеч в беге — 8-10 раз;

— наклоны головой вперед, назад, влево, вправо, повороты в одну и другую сторону, круговые движения — 8-10 раз.

Переходим на ходьбу с наклонами туловища вперед, в стороны и круговыми вращениями — 8-10 раз.

Акробатические упражнения:

1. Лежа на полу, катание всего тела по полу, руки перед собой.

2. Диагональные кувырки вперед вдоль зала через левое плечо, правое плечо. Самостраховка при падении вперед.

3.Диагональные кувырки назад через  правое и левое бедро. Самостраховка при падении назад.

4. И.п. — сед в упоре сзади. Перемещение вдоль зала на четырех точках (каракатица). Подготовленные ученики могут двигаться на кулаках.

5. И.п. — упор лежа, прыжковые перемещения за счет работы таза 10-15 раз.

6. Выпрыгивание вверх из приседа с небольшим перемещением вперед.

7. Переворот боком, колесо через левую (правую) сторону.

2. Основная часть — 25 мин.

Разъяснение учителя.

Осознаем мы это или нет, но поединок, как и все явления нашей жизни, подчиняется определенным закономерностям. И психология поединка не является исключением. Вот некоторые закономерности психологии рукопашного боя:

1) человек боится того, чего не знает;

2) два противника при столкновении используют разную технику.

Снизить чувство страха до приемлемого уровня, укрепить уверенность в собственных силах можно только за счет приобретения осознанных знаний и умений, переходящих в «наработанные» практические навыки. Не менее важна способность разумно распоряжаться своими знаниями и умениями.

На прошлом уроке мы рассматривали понятие силы как физической величины. Сегодня мы рассмотрим классификацию сил, а именно момент пары сил.

Система двух равных и параллельных сил, направленных в противоположные стороны и не лежащих на одной прямой, называется парой сил. Пара сил имеет большое значение в практике. Действие пары сил на тело, как показывает опыт, состоит в том, что она стремится вращать это тело. Житейским примером могут служить усилия рук шофера, передаваемые на рулевое колесо.

Момент пары — это мерило вращательного действия пары на тело. Численно момент пары равен произведению одной из сил Р1 или Р2 на плечо h: M= P1 h.

Человек для совершения работы использует различные приспособления, в том числе и рычаг. Рычаг широко распространен в природных механизмах и технических устройствах. Мысль о том, что при помощи рычага можно получить выигрыш в силе, Архимед выразил словами: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».

Основными элементами рычага служат точка опоры О, плечи рычага, точки и плечи приложения сил (АО, ОВ). В зависимости от расположения точки опоры рычаги могут быть двуплечими и одноплечими.

Рычаг, у которого точка опоры расположена посередине, называется двуплечим.

Одноплечим называется рычаг, у которого точка опоры размещается на конце стержня, следовательно, силы расположены по одну сторону от оси рычага.

Рычаги различаются следующим образом:

1. Рычаг первого рода (двуплечий рычаг). Именно этот тип рычага имел в виду Архимед, когда просил дать ему точку опоры. Примерами рычага первого рода являются коромысло на плече женщины, детские качели и лом, которым сдвигают груз. Назовем его «коромысло», запомните.

 

 

 

 


2. Рычагом второго рода является одноплечий рычаг, когда груз расположен между точкой опоры и точкой приложения силы.

Характерным примером такого рычага служит ручная тележка для перетаскивания грунта. Назовем его «тачка», запомните.

 

 

 


                                                                                                            

 

3. Рычагом третьего рода называется одноплечий рычаг, в котором сила прикладывается между точкой опоры и грузом. Примером такого рычага может служить стрела подъемного крана, поднимаемая гидравлическим домкратом, или пинцет. Назовем его «пинцет», запомните.

 

 

 

 


                                                                 

 

Все виды рычага мы встретим с вами на обучаемых сегодня приемах.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы за счет выбора стойки, изменения дистанции и использования наиболее рационального в сложившейся ситуации двигательного действия обеспечить собственную устойчивость и, наоборот, вынудить напарника потерять равновесие.

Показ и выполнение упражнений.

1 упражнение. 1 вариант — освобождение от захвата за руку в области запястья.

Высвобождение из захвата, выкручивая руку в направлении большого пальца кисти захватившего (наиболее слабого места при блокировании кистью).

2 вариант — с подныриванием под руку, и удерживая ее, показать рычаг «коромысло».

2 упражнение. Освобождение от захвата запястья обеих рук. Упражнение по принципу предыдущего освобождения.

2 вариант — использование пары сил с последующим броском.

3 упражнение. Освобождение при скрестном захвате за запястье левой руки.

Со входом в правую стойку по 45° к противнику левая рука освобождается от захвата с ответным прихватом запястья напарника. Правой рукой делаем накладку на выпрямленную руку напарника. Рычаг «тачка». Дать ребятам самим определить вид рычага.

Комментарии.

Поскольку односторонние и скрестные захваты могут проводиться на любую руку, необходимо отрабатывать контрприемы в обе стороны.

4 упражнение. Освобождение от захвата за одежду на груди или ворот одной рукой.

Начинаем действие с имитации удара в области шеи с последующим движением локтя этой же руки вниз в локтевой сустав напарника и заламыванием руки в замок. Обратить здесь и в последующих приемах, что плечо указывает на вектор прилагаемого усилия.

5 упражнение. 1 вариант. Освобождение от захвата за одежду на груди двумя руками.

Здесь наглядно демонстрируется действие пара сил. Один вектор силы идет по плечу вниз, а другой — в противоположную сторону, заставляя вращаться тело вокруг позвоночника по оси с последующим опрокидыванием. В конечной фазе удержание по рычагу «коромысло».

2 вариант. Скрестно схватившись за рукав, тянем его по направлению вектора (плеча) вниз, а второй рукой, воздействуя на плечо или подбородок, опрокидываем напарника на пол. Движения получаются спиралевидные.

6 упражнение. Освобождение от захвата сзади одной рукой за плечо.

Прихватывая кисть напарника рукой, разворачиваясь, накладываем вторую руку сверху с последующим заломом и опрокидыванием напарника на пол. Рассмотреть два варианта:

— одноименной,

— разноименной рукой.

7 упражнение. Освобождение при обхвате туловища сзади.

Смещением и поворотом в полуприсяд влево (вправо) нарушить устойчивую позицию с последующим броском напарника на пол. Действие пары сил.

8 упражнение. Защита от прямого удара ногой в живот.

Прихватывая ногу напарника в области стопы, воздействуем рукой копье в область паха с последующим опрокидыванием напарника на пол. Демонстрация третьего рычага — «пинцета».

Комментарии.

При освоении системы освобождения от захватов сохраняются все фундаментальные принципы обучения и основные этапы подготовки. От простого к сложному, необходимо постепенно увеличивать скорость, приближаясь к реальному выполнению приемов в сочетании с возрастанием сопротивления партнеров.

3. Заключительная часть — 5 мин.

Бег в медленном темпе по залу:

— правым и левым боком скрестно;

— ходьба и построение.

Подведение итогов.