Уроки 59–61. Проект «Работа с текстом»

Практическая цель проекта – создание текста на заданную тему, представление текста в печатном виде.
Методическая цель – продолжение знакомства с возможностями текстового редактора, например, программы Word.

О проекте

Как видите, данный проект завершает серию уроков, на которых ребята занимались с клавиатурным тренажером. По завершении этой серии занятий дети должны: хорошо ориентироваться на клавиатуре, владеть основами десятипальцевого метода слепой печати, иметь некоторые скоростные навыки. В отличие от прошлого года в этом проекте можно предложить напечатать детям достаточно объемный текст (около 2 страниц) и это не должно занять слишком много времени. В настоящее время практически во всех учреждениях принято сдавать документы в напечатанном виде. Поэтому умение быстро и правильно создать печатный текст становится жизненно необходимым навыком и важной частью информационной культуры.
Мы предлагаем вам выбрать тему проекта так, чтобы его результат обладал реальной практической ценностью для вас и детей. Проще говоря, мы хотим, чтобы дети занимались текстами, которые действительно нужно напечатать.  Конечно, можно выдать каждому ребенку по книжке и попросить перепечатать из нее страницу другую. При этом и практическая и методическая цель данного проекта будут достигнуты, но вряд ли это будет интересно. Поэтому мы предлагаем вам подумать над темой проекта, выбрав ее из нашего списка или придумав свою.

Список возможных проектов в текстовом редакторе

Проект «Мое сочинение»

Данный проект выполняется индивидуально. Его удобно интегрировать с курсом русского языка. Несколько раз в году дети на уроках русского языка пишут сочинение на определенную тему. Очень полезно бывает иногда оформлять и сдавать сочинение в печатном виде, используя при поверке программу проверки орфографии.

Проект «Мой реферат»

Данный проект выполняется индивидуально. Его удобно интегрировать с курсом окружающего мира. Иногда ребятам приходится выполнять письменные работы, которые заключаются в подготовке текста на заданную тему. Такие работы также естественно оформлять и сдавать в печатном виде. Конечно, реферат не должен быть слишком большим, достаточно 1-2 печатного текста. Лучше всего, если тему реферата будет выбирать сам ребенок в зависимости от того, что ему интересно, например, «Цветы», «Бабочки», «Корабли», «Самолеты» и т.д. Заметим, что в цели этого проекта не входит выступление с докладом, поэтому нужно сразу продумать, хотите ли вы, чтобы ребята увидели и оценили работы друг друга. Если да, то стоит устроить на классном стенде выставку детских работ.

Проект «Стенная газета»

Данный проект выполняется в группах по 3-5 человек. Каждая группа получает задание выполнить стенную газету. Газета может быть тематической, посвященной Дню Победы, окончанию года, своему классу или свободной по тематике. При таком варианте дети печатают в текстовом редакторе заметки в газету, а затем оформляют газету целиком.

Проект «Наш класс»

Данный проект выполняется силами всего класса. В результате выполнения проекта должна появиться книга об учениках вашего класса, состоящая из рассказов ребят о себе. Поэтому каждый ребенок печатает в текстовом редакторе рассказ о себе. Лучше всего оформить этот рассказ от первого лица, как знакомство ученика с кем-то. Например, начать можно так «Привет! Меня зовут Лена Белова». Желательно, чтобы этот рассказ был интересным и полным. Для этого ребенок должен писать не только общие данные о себе – дату рождения, состав семьи и т.д., но и все, что ему кажется важным. Например, дети могут написать о своих интересах, увлечениях, друзьях, домашних животных, как ребята проводят выходные и каникулы, как справляют праздники, описать свой характер, любимые и нелюбимые блюда и т.д. Конечно, чтобы при этом рассказ получился связным и содержательным, необходимо тщательное составление плана. После того как каждый ребенок закончил и распечатал свой рассказ, все рассказы объединяются и сшивают в книгу – книгу о ребятах вашего класса.

Проект «Наш год»

Данный проект выполняется силами всего класса, но в основном работа идет в малых группах по 2-3 человека. В результате выполнение проекта должно получиться нечто вроде летописи класса, как проходит учебный год в вашем классе. В начале нужно распределить месяцы с сентября по май на всех учеников класса. На каждый месяц придется по 2-3 человека. Каждая такая группа получает задание описать свой месяц во всем его многообразии. Такое описание может включать следующие моменты: погода, изменения в природе, происходящие в этом месяце; праздники и как они влияют на школьную жизнь; обязательные классные мероприятия – перекличка, генеральная уборка, окончание четверти; необязательные (развлекательные) классные мероприятия, которые проводились в этом и прошлом году или которые удобно проводить именно в этом месяце; дни рождения учеников и как они отмечались в классе. На начальном этапе ребята должны распределить, кто о чем будет писать. Затем каждый ребенок печатает свою часть рассказа. Наконец, все части рассказа объединяются. После того, как каждая группа распечатала свою часть, все части объединяются в общую книгу – летопись класса.

Как видите, вариантов выполнения проекта в рамках его методической и практической цели довольно много (возможно, вы придумаете свой вариант). Нетрудно понять, что и по времени эти варианты не равнозначны. Например, первый вариант вполне можно провести и на двух часах, ведь содержательная работа над сочинением будет проводиться в рамках уроков русского языка. Последний вариант наоборот, может не уместиться в рамки трех часов. Так что выбирайте сами в зависимости от ваших возможностей и желаний. Вне зависимости от того, какой вы выбрали вариант, в плане проекта будут следующие этапы.

Этап планирования содержания и подготовки рукописного текста (или его развернутого плана)

Этап написания плана текста

1 вариант. Проект «Мое сочинение»
Этап проходит в рамках уроков русского языка.

2 вариант. Проект «Мой реферат»
На этом этапе дети создают структуру своего рассказа – кратко отмечают для себя, какие вопросы, и в каком порядке они хотели бы осветить в рамках своей темы. Поскольку дети пока имеют очень мало опыта в подготовке рефератов, учителю на этом этапе, скорее всего, придется консультировать детей в индивидуальном порядке.

3 вариант. Проект «Стенная газета» На этом этапе группам предстоит большая работа. Во-первых, необходимо определиться с тематикой самой газеты (если тематика свободная). Во-вторых, необходимо определиться с тематикой и числом статей. Мы советуем не делать больше 6-8 статей, ведь в газете еще должны быть рисунки и другие элементы оформления. Таким образом, на каждого члена группы не должно приходиться больше двух статей газеты. Группа вместе должна обсудить тематику каждой статьи. Конечно, прежде всего, тема статьи должна быть интересна предполагаемому автору. Только после этого каждый автор составляет план каждой из своих статей. Заметим, что статьи в стенгазете не должны быть большими, это надо объяснить всем будущим авторам.

4 вариант. Проект «Наш класс» На этом этапе каждый ученик заносит в план все вопросы, которые он бы хотел о себе рассказать. План здесь может быть довольно простым и включать некоторые из следующих пунктов: общие сведения (имя, возраст, дата рождения, знак Зодиака и т.д), моя семья (сведения о составе и членах семьи), мои любимцы (сведения о домашних животных), мои увлечения, мои друзья, мой характер (с указанием достоинств и недостатков), что я люблю, что я не люблю, мой день (учебные и не учебные дни), мои праздники и т.д.

5 вариант. Проект «Наш год»
Сложность этого этапа в том, что план рассказа о своем месяце составляет вся группа. Этот план может включать в себя следующие вопросы: погода, праздники, школьные мероприятия, классные мероприятия, дни рождения ребят. Каждый праздник или мероприятие нужно ставить отдельным пунктом плана, поскольку он потребует довольно объемного целостного рассказа. Желательно, чтобы в плане было не больше 6 пунктов (не больше двух вопросов на человека), иначе рассказ будет слишком большим, и ребята не справятся с таким объемом. Только после этого ребята делят пункты плана между собой и начинают составлять план для каждого своего вопроса.

Этап отбора информации, написания развернутого плана или рукописного варианта текста

1 вариант. Этот этап проходит в рамках уроков русского языка. В результате должен появиться рукописный вариант сочинения.

2 вариант. Заметим, что целью данного проекта не является собственно поиск информации. Поэтому в случае написания детьми реферата лучше, если учитель будет уверен, что у каждого из детей имеется один источник, из которого можно взять всю необходимую информацию. Хорошо если в классе имеется бумажная или электронная детская энциклопедия, где можно найти статьи на разные темы. Тогда задача ученика будет заключаться лишь в том, чтобы выбрать из соответствующей статьи нужную информацию и превратить ее в связный текст. Если вы ориентируетесь на объемные рефераты (2 и более страницы), то достаточно будет развернутого плана реферата. Если реферат будет небольшим (меньше страницы), то ребенок по окончании этого этапа должен написать егорукописный вариант.

3–5 варианты. Думаем, лучше написать полный рукописный вариант текста, но это будет зависеть от предполагаемого объема текста. Мы понимаем, что дети 2 класса пишут медленно, поэтому работа может чрезмерно затянуться. Конечно, часть этой работы дети могут выполнить и дома.

Этап индивидуального создания печатного варианта текста

Этап печати текста

На этом этапе дети набирают на клавиатуре созданный ими рукописный текст. Посоветуйте детям для начала просто печатать текст (как последовательность символов), а его оформлением заняться позже. Как мы говорили, по окончании серии занятий на тренажере, дети должны хорошо ориентироваться в расположении букв на клавиатуре, а расположение цифр дети усвоили с электронных уроков. Если хотите, напомните детям, как напечатать знаки препинания, как сделать букву заглавной, как начать новый абзац. Это лучше сделать в индивидуальном порядке, когда у ребенка возникли проблемы.

Этап оформления текста средствами текстового редактора

После того как текст напечатан, стоит проверить в нем ошибки, используя программу проверки орфографии текстового редактора (если она есть). В программе Word для этого нужно выбрать меню «Сервис» и в нем пункт «Правописание». Затем стоит заняться оформлением текста, то есть сделать так, чтобы он выглядел красиво и удобно для чтения. Для всех вариантов кроме третьего удобнее всего выбрать 14 размер шрифта и полуторный интервал между строками, для стенгазеты шрифт должен быть немного крупней. Начертание шрифта лучше выбрать одинаковое для всего класса. Кроме того, заголовки лучше выделить начертанием (жирным или курсивом) и возможно, цветом. Также текстовый редактор дает возможность вставить в текст картинку. Это может пригодиться при выборе любого варианта проекта. Чтобы вставить рисунок, нужно использовать в меню «Вставка» команду «Рисунок», «Из файла». Заметим, что в случае выбора 5 варианта, оформление частей текста внутри одной группы должно быть согласовано.

Этап подготовки окончательного варианта готовой работы

1–2 варианты. Здесь заключительный этап состоит просто в распечатке готовых работ.

3 вариант. В этом варианте результатом работы в проекте каждой группы должна стать стенгазета. Однако вряд ли дети успеют сделать ее в рамках уроков информатики (это потребует слишком много времени). Поэтому в рамках урока все статьи газеты просто распечатаются, а работу над газетой дети будут завершать, скорее всего, во внеучебное время.

4 вариант. Работа каждого ученика распечатывается, а затем все работы сшиваются в общую книгу.

5 вариант. Первый шаг – внутри каждой группы дети должны объединить все части теста в одном файле. Для этого они будут использовать команды меню «Правка» – «Копировать» и «Вставить». После этого группа еще раз должна перечитать свой текст, обращая внимание на стыковку частей по смыслу и соблюдение общих правил оформления. Также надо дать тексту общий заголовок, например, «Наш сентябрь» и внизу написать список авторов данного текста. Второй шаг – работу каждой группы надо распечатать. Третий шаг – сшить работы всех групп в общую книгу.