Ф.Я. АЛЕКСЕЕВ. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ В МОСКВЕ. 1801

25 июля 1800 года Совет Санкт-петербургской Императорской Академии художеств в соответствии с повелением Павла I направил академика живописи Ф.Я. Алексеева «для снятия разных видов» в Москву. Здесь он работал до 1802 года. За полтора года художник написал целый ряд пейзажей, которые позволяют представить себе, как выглядела первопрестольная столица России на рубеже XVIII–XIX столетий. В письме президенту Академии художеств А.С. Строганову Алексеев писал: «По осмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать; должно было решиться, и я уже начал первый эскиз с площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для писания картины».

В своей картине Ф.Я. Алексеев не просто перечисляет многочисленные и разнообразные постройки древней столицы, но, как и было свойственно его пониманию пейзажной картины, пытается создать целостный, единый образ города. В центре Красной площади изображен Покровский собор (храм Василия Блаженного). Перед ним – Лобное место, с которого в древней Руси оглашались царские указы и другие важнейшие сообщения. Правую часть картины замыкают Кремлевская стена и Спасская башня. Справа от башни, за стеной, поднимаются главы Вознесенского монастыря, слева виден шатер Царской башни. Величественные памятники средневековой московской архитектуры – главные «герои» пейзажа. Они составляют уравновешенную, гармоничную композицию, уподобляя пространство картины грандиозной театральной сцене. Солнечный свет, льющийся слева, окрашивает весь пейзаж в теплые, золотистые тона.

Продуманно и точно отобранные детали достоверно передают облик старой Москвы. Люди, заполняющие площадь, участвуют в раскрытии образа города, вносят в него теплоту и человечность. Внимательно вглядываясь в изображения многочисленных горожан, толпящихся на площади, можно получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII–XIX столетий. Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки – все это кажется художнику важным для воссоздания облика города. Художник настолько увлечен передачей своеобразия московского уклада жизни, что считает необходимым изобразить даже продукты, продающиеся в съестных лавках.

Поэт К.Н. Батюшков считал, что Москва представляет собой «странное смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с нравами и обычаями восточными».