К.А.КОРОВИН. Букет бумажных роз. 1912

Константин Алексеевич Коровин (1861 - 1936) был щедро одарен природой, он писал свободно, радостно и беспечно. Коровина его друг Валентин Серов называл "Моцартом в живописи". "Этот красивый и пленительный человек", по словам А.Н. Бенуа, был "живописцем милостью Божией". Современник и друг М.А. Врубеля, И.И. Левитана, В.А. Серова, Ф.И. Шаляпина он, так же, как они, сказал новое слово в отечественном искусстве. Художник работал в разных жанрах: в пейзаже и портрете, в натюрморте и жанровой картине, в театрально-декоративной живописи. Во всех проявлениях своего искусства он обнаруживал безупречный вкус и яркий темперамент превосходного колориста. Мастер большого живописного темперамента, талант быстро сформировавшийся, он отличался творческой неутомимостью и жаждой поисков красоты жизни. Художник говорил: "Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени". Впечатлительный, обладающий феноменальной остротой видения цвета, живой и энергичный, Коровин легко находил пути для реализации своих замыслов. Из своих многочисленных путешествий он привозил множество этюдов и картин, в которых всегда был найден красочный эквивалент и неяркой зелени Подмосковья, и перламутру снежного Севера, и пестрых огней Парижа, и слепящего солнца Юга. Любой уголок природы, запечатленная сцена, отдельное лицо или предмет увидены им в неповторимом обаянии, наполненном особым светом.

К.А. Коровин был выпускником, а потом преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вспоминая годы учебы, Коровин писал: "...Ученики спорили, жанристы говорили: "важно, что писать" а мы отвечали - "нет, важно, как написать". Первым педагогом, который научил Коровина видеть красоту в природе, был А.К. Саврасов. Незадолго до окончания Коровиным Училища, в него пришел новый преподаватель, профессор В.Д. Поленов, который "так заинтересовал и внес свежую струю в нее, как весной открывают окно душного помещения". В Коровине Поленов увидел одаренного колориста и не только талантливого ученика, но и единомышленника. Благодаря Поленову состоялось знакомство Коровина с известным меценатом С.И. Мамонтовым. В московском доме Мамонтова и его подмосковном имении Абрамцево собирались художники И.Е. Репин, В.Д. Поленов, братья Васнецовы, скульптор М.М. Антокольский и другие. Атмосфера мамонтовского кружка была насыщена идеями высокого искусства. Близкими друзьями Коровина стали В. Серов и М. Врубель.

Одним из самых притягательных для Коровина был жанр натюрморта. Уже в ранних произведениях портрету, интерьеру или пейзажу нередко сопутствовал натюрморт. Коровин - один из мастеров, подготовивших новый расцвет русской натюрмортной живописи в начале 20 века. Возросший интерес художников к проблемам живописной культуры и расширению возможностей изобразительного языка, поиски цвета, формы, новых пространственных решений обусловили развитие натюрморта, открывшего обширные возможности для экспериментов. Коровин особенно много работал в этом жанре в 1910-е годы. Он часто писал цветы, фрукты, рыбу. В коровинских натюрмортах ярко проявились оптимистическое мировосприятие, полнота жизненных ощущений. Чувственная живописность в них, пожалуй, преобладает над предметностью, всегда очень важна среда. Редко фоном служит драпировка, чаще натюрморт является частью более или менее глубоко пространства. Кажется, предметы не расставлены специально, а мотив целиком подмечен в натуре и запечатлен без изменений.

В 1912 году мастер снова побывал в Париже, откуда привез целый ряд превосходных пейзажей и натюрмортов, которые были связаны с темой ночного города, его яркого искусственного света, создающего странное иллюзорное пространство, оказывающего воздействие на людей и на предметы. Натюрморт "Букет бумажных роз" создавался в комнате одного из парижских отелей, где в то время жил и работал художник. Мир вещей всегда привлекал Коровина, он с удовольствием собирал предметы прикладного искусства, различные безделушки и мелочи, которые затем вводил в композиции натюрмортов. Несколько таких предметов, изделий из фарфора, стали "персонажами" натюрморта из Радищевского музея. Совершенно особый интерес в эти годы вызывают у живописца букеты цветов, и даже не сами цветы, а цветовые соотношения, игра цвета и формы. Возможно, поэтому мы встречаем в натюрмортах Коровина часто букеты не только живых, но искусственных цветов.

Стол с сосудами и цветами стоит у открытых балконных дверей. Виден ночной Париж с громадами синих домов, со светом огней витрин, уличных фонарей. Цветные отражения, рефлексы светятся и пылают на полированной поверхности стола, которая как эхо повторяет феерию ночных огней и очертания фарфоровых сосудов, являясь как бы двойным зеркалом. Подобные игры с цветом и пространством занимали Коровина, потому найденная идея создания натюрморта с зыбкой зеркальной поверхностью на фоне вечернего окна несколько раз воплощалась автором в эти годы в различных композициях 1912 года - "Натюрморт" и "Розы и фиалки" из Третьяковской галереи. Иногда в этих композициях появлялись женские фигуры, но они робко стояли в стороне, уступая первенство роскошным розам в антикварных вазах. Композиция "Букета бумажных роз" при кажущейся случайности расстановки предметов, тщательно продумана и уравновешена. Вертикальные линии шторы и оконной рамы в соединении с четкой горизонталью стола придают четкий и ровный ритм всей картине, стоящие на столе предметы вписываются практически в равнобедренный треугольник, что также добавляет ощущение композиционной устойчивости. Нарушает четкость и логичность композиционных построений натюрморта сама живопись - яркая пестрая, предельно эмоциональная. Разнообразие живописной поверхности является одним из главных эффектов этой работы: автор пишет короткими твердыми, почти квадратными мазками лепестки роз, тогда как роспись на вазе и на шкатулке написана легкими прикосновениями маленькой кисточки. Эфемерный пейзаж за окном и растворяющиеся отражения на столе создаются с помощью свободных широких движений более жидких красок, контрастирующих с почти рельефной поверхностью ярко освещенного основания и ручек ампирной вазы. Тяга к декоративности в натюрмортах этого периода напоминает зрителю о том, что Константин Коровин обладал блестящим даром театрального художника. Многие его натюрморты близки по своему строю декорационной живописи.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева