А.Г. Венецианов. Жница. Середина 1820-х

Как многие произведения Венецианова, картина представляет собой жанровый портрет. Торжественность позы, классическая правильность черт лица нарядной молодой женщины и строгая уравновешенность композиции явились средством возвеличить образ, придать ему монументальную значимость. Плавные, ритмические повторы пронизывают все пространство картины: четкий полукруг серпа, округлый вырез рубашки, нежный овал лица, мягкие, упругие и свободные ритмы налитых зрелых колосьев, и снова четкие, почти жесткие круглящиеся линии кокошника на голове. Столь же музыкален цветовой строй произведения. Господство лилово-красных холодных тонов в одежде жницы, художник ограничивает, «утишает» большим пятном теплого солнечного света, освещающего высокий лоб девушки и пропитывающего золотистыми рефлексами всю ее фигуру. Недаром Венецианов считал, что осветить солнцем – это значит «оживотворить»...

Эмоционально-приподнятое, праздничное звучание этой отточенной по исполнению и совершенной по образному решению картины является не только свойственной классицизму идеализацией, а как это часто бывает у Венецианова – отражением впечатлений, почерпнутых в самой народной жизни. «Зажнивье» – один из самых крупных годовых праздников. К этому дню готовились заранее, и женщины одевали специально сшитые яркие нарядные одежды. Венецианов в своем стремлении передать красоту народной жизни естественно обращается к теме крестьянского праздника труда и создает образ, символизирующий идеальное духовное и душевное состояние русской крестьянки.