ПОСМОТРЕТЬ ПОРТРЕТ


Василий Александрович Сухомлинский

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» – так говорил замечательный педагог и учёный Василий Александрович Сухомлинский.

Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине. Отец Сухомлинского был крестьянином, владел ремеслом плотника. В семье было четверо детей. Летом 1933 года, когда Сухомлинскому было 15 лет, мать проводила его в Кременчуг. Сначала Сухомлинский поступил учиться в медицинский техникум, но вскоре ушел, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года. В 1935 г. в 17 лет он стал учителем школы недалеко от родного села и перевёлся в Полтавский педагогический институт на заочное отделение. В 1939 году Сухомлинский закончил институт. В Полтавском педагогическом институте Сухомлинский не только приобрёл необходимые знания основ педагогической науки, но и овладел навыками работы с детьми. Здесь будущий педагог и учёный впервые почувствовал стремление к вечному научному поиску.

Окончив институт, Сухомлинский вернулся в родные места и работал преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе.

В 1941 году молодой педагог добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение он получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. Сухомлинский после долгого лечения в госпитале на Урале решил вернуться в ряды Советской Армии, однако медицинская комиссия не только отклонила его просьбу – послать его на фронт, но признала его негодным для воинской службы. Сухомлинский вновь возвратился к педагогической практике: его назначили директором средней школы в Уфе. После того, как Полтава была освобождена, Василий Александрович вернулся в родные места и стал заведующим районо. Однако уже в 1947 году Сухомлинский вновь возвратился в школу. В 1948 году он становится директором Павлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней.

В 1948 году это была самая обычная, рядовая школа, знаменитой ее сделал Сухомлинский. Удивительный, выдающийся педагог в течение многих десятилетий работал над созданием более 600 научных статей, в которых излагал свои мировоззренческие принципы и педагогические убеждения. Из-под его пера вышли 41 монография, 1200 рассказов и сказок. В апреле 1970 года он закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности». Труды Сухомлинского были высоко оценены: он был награжден орденами и медалями Союза ССР. В 1958 году Сухомлинский был избран член-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, а спустя десять лет, в 1968 году, Сухомлинский – член-корреспондент Академии педагогических наук, Герой Социалистического труда.

Конец 60-ых годов – время расцвета духовных сил и таланта, время признания Сухомлинского. Но 2 сентября 1970 года В.А. Сухомлинского не стало.

Василий Александрович, завершив свой главный труд – «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности», ушёл из жизни, оставив нам превосходнейшую книгу-учебник в деле воспитания детей. Обратимся к некоторым её положениям.

Первый основополагающий педагогический принцип коллектива Павлышевской средней школы – воспитание без наказаний. По словам Сухомлинского, правом пользоваться инструментом оценки как наказанием имеет только тот педагог, который обладает такими свойствами души, которые более всего ценят дети: человечность, мужество и доброта. Лишь в этом случае оценка не будет восприниматься детьми как инструмент наказания. Более того, Сухомлинский утверждал, что неудовлетворительная оценка может быть только в старших классах, поскольку подростки уже обладают способностью критически взглянуть на самоё себя. В младших же классах неудовлетворительная оценка абсолютно исключена: «Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя». Малыши приходят в школу с искренним желанием хорошо учиться. И нельзя неудовлетворительной оценкой гасить это желание. Вот почему оценка у В.А. Сухомлинского – это вознаграждение за труд, а не наказание за лень.

Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, принесла необыкновенные плоды: в школе не было так называемых «трудных» подростков, родилась совместная творческая деятельность, доставляющая радость и обогащающая духовно, и интеллектуально как учеников, так и педагогов.

И ещё один из принципов – воспитание человеческих потребностей. По мнению Сухомлинского, потребности – великий двигатель человеческой истории, человеческой личности. В письме к сыну, вспоминая тяжелые 30-е годы, годы своей юности, он писал: «Трудно, очень трудно овладевать знаниями, когда в желудке пусто». Автор книги «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» замечал, что, если удовлетворение жизненных потребностей зависит только от заработка, то материальный стимул, несомненно, играет огромную роль, и нельзя это не учитывать, нельзя строить расчет только на моральных стимулах, нельзя отрываться от жизни. Вот почему необходимо не только моральное поощрение деятельности ребёнка, но и осторожное со стороны педагога, внимательное отношение к материальным запросам ученика.

Разработанная Сухомлинским педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад в теорию и практику образования и воспитания, составила значительный след в развитии отечественной педагогической мысли, но и стала ориентиром для многих родителей в деле воспитания.