ПОСМОТРЕТЬ ПОРТРЕТ


Пешковский Александр Матвеевич

(1878–1933)
лингвист, грамматист, специалист по русскому языку

Александр Матвеевич Пешковский родился в Томске 11 (23 от Рождества Христова) августа 1878 года. В 1906 он окончил Московский университет и долгое время преподавал русский язык в гимназиях. А.М. Пешковский был убеждён в том, что лингвист должен «активной проповедью» вмешиваться в языковую жизнь общества, в практику преподавания русского языка в школе. По мнению учёного, только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным, помогает ему ясно мыслить и говорить.

Многолетний опыт преподавания русского языка привёл А. Пешковского к идее сблизить педагогическую практику с наукой о языке. С 1921 года и практически до последних дней жизни А. Пешковский, профессор, преподаёт в московских институтах: МГУ и Высшем литературно-художественном институте имени В.Я. Брюсова. А.М. Пешковский умер 27 марта 1933 года.

А.М. Пешковский, работая над созданием новых школьных учебников, выступая со статьями, посвященными изменению методики преподавания языка в школе, стремился сократить разрыв между школьной грамматикой и лингвистической теорией. Будучи приверженцем школы Ф.Ф. Фортунатова, т. е. русской формально-грамматической школы, А.М. Пешковский разрабатывал учение о формах языка, его грамматических средствах, типах значений; исследовал природу и функции интонации, взаимодействие грамматических и неграмматических языковых средств, условия их функционального сближения и взаимной компенсации и т. п.

Основной труд ученого – книга «Русский синтаксис в научном освещении» переиздавался более 10 раз (1-ое издание в 1914 г.), но не потерял своей научной значимости до сих пор. Эта книга, написанная в чрезвычайно доступной форме, и сейчас остается одним из наиболее детальных и содержательных исследований русского синтаксиса и русской грамматики в целом.

Александр Матвеевич в своём труде «Русский синтаксис в научном освещении» систематично и последовательно части речи (в традиционном понимании) не рассматривал. Однако он высказал интересные мысли о значении имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия. Части речи учёный определял «как основные категории мышления в их примитивной общенародной стадии развития».

Общая грамматика, по мысли А.М. Пешковского, должна изучать языковые формы: морфология – формы отдельных слов, синтаксис – формы словосочетаний. Синтаксические категории учёный считает главными, поскольку именно они обеспечивают связность речи в предложении. А.М. Пешковский, как и Ф. Фортунатов, полагал, что господствующими единицами в русском языке являются такие словосочетания, которые можно назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое. По мнению А. Пешковского, основной синтаксической единицей является именно такое предложение.

Академик В.В. Виноградов, анализируя синтаксическую систему A.M. Пешковского, писал: «Мысль, внушенная A.M. Пешковскому академиком Ф.Ф. Фортунатовым, будто понятие предложения можно вывести из понятия словосочетания, ошибочна». По мнению В. Виноградова, словосочетание и предложение – понятия разных семантических рядов и разных стилистических плоскостей: «Предложение – вовсе не разновидность словосочетания, так как существуют и слова-предложения. Словосочетание так же, как и слово, представляет собой строительный материал, используемый в процессе языкового общения. Предложение же – произведение из этого материала, содержащее сообщение о действительности».

Хотя А.М. Пешковский обратился к науке о языке довольно поздно, однако его труды сыграли значительную роль в деле сокращения разрыва между школьной грамматикой и грамматической теорией. Не отказываясь от представления о лингвистике как исторической науке, Пешковский уделял много внимания изучению современного языка. Он совмещал в своих научных работах психологический и формальный подходы к языку, стремился выработать четкие критерии выделения и классификации единиц языка.