АРЕНСКИЙ АНТОН СТЕПАНОВИЧ

(18611906)

 

Русский композитор и педагог родился 30 июня (12 июля) 1861 в Новгороде. Учился в Петербургской консерватории в классе Римского-Корсакова и по ее окончании в 1882 году был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классу гармониии и контрапункта, в последствие стал одним из выдающихся профессоров по этим предметам и по теории композиции. За время преподавания Аренский опубликовал теоретические труды «Руководство к практическому изучению гармонии», «1000 задач» к нему и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки»), принятые учебниками в консерватории и вышедшие в 1900 году вторыми изданиями.

 

В его классе занимались А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Р.М. Глиэр и другие.

В 1895 Аренский стал управляющим петербургской Придворной певческой капеллой, сменив на этом посту М.А. Балакирева.

 

Творчество Аренского сформировалось под влиянием русских юмпозиторов и прежде всего П.И. Чайковского. Аренский no-преимуществу лирик, для его музыки характерны элегически-созерцательные настроения. Лучшие произведения принадлежат к жанру камерной вокальной и инструментальной музыки. Популярны романсы «Разбитая ваза» (сл. А. Н. Апухтина), «Не зажигай огня» (ел. Д. М. Ратгауза), «Осень» (сл. Т. Л. Щепкиной-Куперник). Значительное место в творчестве композитора занимают фортепианные сочинения, отличающиеся богатством звуковой палитры, изобретательностью в области ритмики, формы. Его миниатюрам свойственны изящество, тщательность разработки фактуры; большей частью они объединены в серии-циклы («Пестрота», ор. 20; 4 пьесы, ор. 25; «Характеристические пьесы», ор. 36, и др.). Из фортепианных произведений крупной формы выделяются концерт фа минор (1882), фантазия на темы И.Т. Рябинина (1899), где в виртуозно-концертном стиле разрабатываются народные былинные темы. Аренский одним из первых среди русских композиторов обратился к концертным произведениям для двух фортепиано. (4 сюиты, лучшие из них 2-я и 3-я).

Значительное место в творчестве Аренского занимают инструментальные ансамбли (2 фортепианных трио, 2 квартета, фортепианный квинтет), наиболее популярно среди них трио ре минор (1894), посвященное памяти виолончелиста К. Ю. Давыдова.

 

В опере «Сон на Волге» (по А. Н. Островскому, 1888); Аренский дополнил и переработал переданное ему Чайковским либретто оперы «Воевода», где более всего ему удались жанрово-бытовые эпизоды. Пользовалась успехом так же и одноактная опера «Рафаэль» (1894).

Склонность Аренского к лиричности и камерности проявилась и в его симфониях. В 1-й симфонии (1883) заметно влияние Чайковского и Римского-Корсакова; 2-я (1889) преобретает черты лирической поэмности. Из симфонических сочинений чаще всего исполняется оркестровая сюита соль минор (1886).

 

В последний раз Аренский выступил перед публикой в 1904 году в качестве дирижера своих вариаций для оркестра на тему легенды Чайковского: «Был у Христа младенца сад». Последние годы жизни подолгу жил в Ницце, в Крыму, но болезнь (чахотка) не поддавалась лечению. Несколько  произведений его, в том числе самое крупное - «Буря» (по У.Шекспиру), опубликовано уже после смерти автора фирмой Юргенсона, издавшей почти все его сочинения. Похоронен Аренский на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

 

Творческое наследие Аренского не столь значительно, как сочинения его великих современников Чайковского, Римского-Корсакова. Вместе с тем несправедливо было бы преуменьшать значение наиболее удачных его сочинений, которые по праву вошли в золотой фонд русской музыки.