А. Ведель

«Доколе, доколе забудиши мя»

Концерт для хора

            Артемий Лукьянович Ведель (1772, по доугим данным, 1767, 1770 - 1808) – украинкий комопзитор и хоровой дирижер. Образование получил в Киевской духовной академии. Неокторое время занимался у итальянского копмозитора и дирижера, жившего и работавшего  при императорском дворе в Петербурге Дж. Сарти. Услышав редкий по красоте тенор Веделя, московский генерал-губернатор П. Д. Еропкин пригласил его в Москву, поручив ему управление капеллой (1783—1793) и определив на службу в Сенатскую канцелярию. Ведель руководил хорами в Москве и Киеве. С 1796 года возглавлял класс вокальной музыки Харьковского коллегиума и одновременно губернаторские хоры церковных певчих

            Сочинения А. Веделя – яркие образцы украинского искусства, отличающиеся лиризмом и искренностью, пользовались огромной популярностью и составляли неотъемлемую часть музыкальной духовной атмосферы московских храмов на протяжении всего XIX в. При жизни сочинения Веделя не издавались, но в списках расходились по всей России, многие копии хранятся в московских архивах. По своему характеру, сочинения Веделя служат как бы переходом от безудержного «концертизма» и увлечения чисто внешним блеском «музыки» к южнорусскому лиризму, в котором музыка все же до некоторой степени согласуется со смыслом текста. Уставные напевы не привлекали к себе музыкального творческого внимания Веделя. Но тексты некоторых строго гласовых песнопений (например, догматиков) служили Веделю иногда для музыкальной обработки этого текста как «концерта».

            А. Ведель автор 30 одночастных церковных песнопений, 2 литургий, Всенощного бдения, циклов ирмосов из канона Богородице, на Рождество Христово, на Пасху. Особую популярность имело песнопение (мужское трио) «Покаяния отверзи ми двери», про которое современники писали, что его «поет вся Русь». Он был автором церковных хоровых  концертов. Лучшие произведения Веделя, к коим относится и концерт «Доколе, доколе забудиши мя», отличаются большой выразительностью и простотой мелодического стиля, эффектной хоровой звучностью. Порой в его произведениях отчетливо можно слышать интонационную близость к украинской городской народной песне. Уже факт одновременной работы в коллегиуме и в русских хорах церковных певчих заставляет предположить  определенный синтез в искусстве и музыкалтьном языке Веделя западных хоровых  традиций и русского церковного стиля. Этот синтез ощущается и в концерте «Доколе, доколе забудиши мя».

© Александр МАЙКАПАР