Комментарий кандидата

педагогических наук,

доцента кафедры экономической географии

Брянского государственного университета

Н.Г.Савиной

к уроку учителя географии

С.В.Кобляковой

 

Тема урока «Пустыня знакомая и незнакомая»

 

Тип урока: урок синтезированный (изучение нового материала на фоне пройденного ранее с включением в него повторения наиболее общих особенностей изучаемого объекта из материала курса природоведения и географии 6-7 классов).

Изучение нового материала организовано как нетрадиционное занятие по содержанию учебного материала в виде игры-путешествия по пустыне с привлечением тех знаний и умений, которые детям уже знакомы из курса географии и природоведения (5, 6 и 7 классы). Учителем применяется групповая и индивидуальная работа, межпредметные и внутрипредметные связи, использование различных источников информации (в том числе и СИ КТ), игровые ситуации, различные виды деятельности учащихся с различными источниками географической информации (применение картосхем, проектная деятельность, работа по составлению ЛОКа и др.). Рассказ учителя, его вопросы и ответы учащихся сопровождаются через проектор демонстрацией картин, карт. Весь дидактический материал нашел отражение в каждом действии учителя и учащихся и был использован с целью усиления образа пустыни и выяснения основных знаний и умений учащихся по содержанию географической информации о пустыне. Для осуществления контроля успехов учащихся и усиления освоения учащимися учебного материала учителем были введены рабочие листы. Учителем четко обозначены этапы урока, причем на каждом этапе наблюдается ярко выраженная последовательность: информация, которую должен получить учитель на свой вопрос, дополнение к основному вопросу сведений о процессе или объекте с привлечение внутрипредметных и причинно-следственных связей и вывод. Задачи, поставленные учителем перед уроком, были решены.

 

Ход урока:

1. Мотивационно-целевой этап.

Учащимся говорится о значимости путешествий и предлагается отправиться в определенный географический район России, который учительница показала на карте. Определение географического положения территории выполнено было верно с применением карт, изображение которых дано с помощью проектора, карт и атласа.

Учитель для усиления мотивации включает специально в название местности, куда им предстоит отправиться, знакомый населенный пункт с идентичным названием, что еще более усиливает интерес учащихся к тем действиям, которые им придется совершить в течение урока.

Прием составления плана для путешествия очень значим, так как позволяет учащимся продолжить совершенствовать умение планировать свои действия.

Целеполагание, включенное учителем ненавязчиво для учащихся для определения их основной деятельности на уроке, позволило определиться им с двумя важными и личностно значимыми задачами: изучить и применять.

Значимость цели и задач и их усиление учитель мотивировал словами девиза: «Везде исследуйте сейчас, что есть велико и прекрасно» (М.В.Ломоносов).

2. Разминка.

Учитель разделил учащихся на группы, провел инструктаж. Каждая группа имела уже заранее составленное учителем задание, что позволило сократить время на уроке для объяснения действий учащихся и порядок этих действий.

Задача, поставленная учителем, которую она должна решить на втором этапе, достигнута. Учащиеся, действительно, на положительном эмоциональном фоне, созданном разными приемами и средствами (различные источники информации, в том числе и применение компьютера, содержание учебного материала, беседа, решение проблем, нахождение причинно-следственных связей, обращение к опыту учащихся и т.д.), развивали интеллектуальные способности и коммуникативные качества: каждый работал на общий результат, дополняя друг друга, составляли ЛОК на доске (учитель) и в рабочем листе (учащиеся). Каждая группа работала с определенным видом информации по одному и тому же вопросу (к примеру, климат -- 1-я группа текст, а 2-я -- карты). Отвечали на вопросы учителя все учащиеся класса, создавая сообща образ пустыни, который им известен.

3. Организация и осуществление учебной деятельности по группам.

Предъявление темы урока и нового (незнакомого) учащимся материала было организовано учителем как повторение материала представленного урока по картам с привлечением уже составленного ЛОКа. Сначала было повторено кратко все, что изучено (пустыня знакомая), что позволило учащимся определиться, с какими они знаниями и умениями пришли на урок, а потом выяснили, что для них было незнакомо (пустыня незнакомая). Такая подача темы урока и ее определение с помощью учителя нетрадиционна, однако она помогла детям понять, ради чего они ее изучали, выяснить действительный уровень своего вклада в изучение нового материала и определить, что ими действительно усвоено. Учитель использует прием выяснения точки зрения учащихся на свои действия, что помогает учащимся утвердиться в своей позиции, принять точку зрения другого.

Прием ролевой игры («сбор чемодана») позволил учащимся решить вопрос жизненной для них ситуации и оценить значимость изучаемых знаний по географии для себя лично.

Повторение ранее изученного материала (природные зоны) для сравнения его с пустыней проходил во время «полета» над территорией на пути следования к их объекту изучения -- пустыне.

Красочное описание учителем Астраханского заповедника и применение слайдов учащимися о природе вызывают интерес к географии.

Ситуация выбора, спровоцированная учителем и проведенная в виде игры с применение дискуссии, учит учащихся применять решение, занимать верную позицию.

4. Рефлексия.

У учителя такой этап запланирован. Его можно выделить, так как на нем сделан яркий акцент значимости знаний для человека и принятие их как величайшей ценности. Обращается внимание учащихся на поставленные дидактические задачи и определяется учителем вместе с учащимися, какие задачи были выдвинуты и выполнены ли они. Ученики определяют, какая в их представлении пустыня, тем самым еще раз проверяя, какой созданный образ пустыни у них получился. Прием включения высказывания «Пустыня -- ни цвета, ни запаха. Ты -- сама жизнь, ты – величайшее в мире богатство» (Экзюпери) и примеры из общения с пустыней автора высказывания помогли определить учащимся ценность пустыни для них. Призыв учителя о будущем пустыни, которое в руках учащихся -- последний аккорд в необычной симфонии урока как ценности проживания жизни, значимости для учащихся.

5. Домашнее задание.

Предложенное домашнее задание было составлено по вариантам:

1) взаимодействие «природа -- человек»;

2) взаимодействие «человек -- природа».

Отдельное задание: при помощи чего можно подать сигнал бедствия. Такое домашнее задание позволяет учащимся еще раз осознать учебный материал, воссоздать образ пустыни, решать не одну причинно-следственную связь, выходить на уровень исследователя, потому что каждый из вопросов требует именно комплексного подхода к его выполнению. Кроме того, учащиеся имеют право выбора домашнего задания, что не ущемляет их свободу действий и дает возможность учителю осуществлять дифференцированный подход в обучении.