Суриков В.И. Боярыня Морозова. 1887

Основные картины исторического жанра В.И. Сурикова посвящены поворотным моментам в русской истории. Суриков – выходец из сибирских казаков. Его детство и юность прошли в той среде, где отголоски старой, патриархальной Руси были еще живы. Понимая пафос приверженцев старого уклада жизни, и в то же время являясь человеком XIX века, Суриков сумел выразить связь прошлого с настоящим, раскрыть национальный характер, сложившийся в сложных исторических условиях.

Суриков выбрал сюжет церковного раскола XVII века. Патриарх Никон в 1603 году принял ряд реформ, касающихся обрядовой стороны православного христианства, ориентируясь на греческую церковь. Многие это восприняли как посягательство на исконный уклад жизни и истинную веру. Боярыня Морозова, отстаивавшая вместе с протопопом Аввакумом старообрядческую веру, сознательно пошла на тяжкие испытания. Это был не только церковный раскол, но и раскол русского общества.

Героиня Сурикова вызывает противоречивые чувства. Фанатическая сила ее веры и несгибаемость воли вызывают уважение и сочувствие. Протопоп Аввакум говорил о Морозовой: ”Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врагов аки лев”. Именно такой образ и создал Суриков. Но Морозова отстаивала идею старой Руси, что вызывает естественный вопрос: во имя чего совершается ее подвиг? Все эти противоречивые чувства выражены в персонажах толпы: от явного сочувствия (боярышня со склоненной головой) через растерянность (боярышня со скрещенными руками) до глумления (служители церкви).

Суриков добивается многозначности смысла картины, поместив сани, увозящие мятежную боярыню на смерть, в центре композиции. Сани словно разрезают толпу на две части. Их движение направлено по диагонали, подчеркнуто фигурой бегущего мальчика, но на самом деле им некуда двигаться дальше – густая толпа закрывает дорогу. Этот композиционный прием позволяет передать эффект движения и задержать сани в центре композиции, дать возможность рассмотреть героиню перед тем, как сани исчезнут навсегда.

При рассматривании фигуры Морозовой внимание с ее лица переключается на двуперстие (символ старообрядческой веры), которым она не столько осеняет толпу, сколько угрожает невидимому врагу. Двуперстие Морозовой – смысловой нерв всей композиции, который имеет своеобразное эхо в двуперстии юродивого, благословляющего на подвиг боярыню. Таким образом, двуперстие как символ старой веры не осеняет толпу, а замыкается на двух смысловых центрах – боярыня и юродивый. Благословение, посылаемое юродивым боярыне, в ее руках превращается в угрозу, повисающую где-то за толпой, в пространстве историческом.

Несмотря на трагичность исторической коллизии, картина Сурикова написана живо, ярко. Художник не избегает декоративных эффектов, особенно в написании одежды, в столкновении черной фигуры Морозовой и белого снега. Суриков использует импрессионистические приемы письма, построенные на рефлексах цвета.

«Боярыня Морозова» – одно из самых грандиозных полотен не только в творчестве Сурикова, но и в русской живописи.