А.А. ДЕЙНЕКА. На стройке новых цехов

В 1920-е годы А.А. Дейнека был одним из самых активных участников объединения "Общество станковистов".

В 1925 году Дейнека начал работать над циклом картин на индустриальную тему. В это время поэт В.В. Маяковский писал: "Каждое сегодняшнее дело меряй, как шаг в электрический, машинный коммунизм". Шагали в этот машинный коммунизм уверенной и бодрой поступью. Революция победила, гражданская война закончилась - строительство нового общества стало личным делом каждого гражданина. Бои за новую жизнь продолжались, но вместо фронта боевых действий возник фронт трудовых будней. Строительство новых цехов - передовая линия этого фронта.

Дейнека учился у мастеров конструктивизма и в тоже время был увлечен немецким экспрессионизмом. Остов завода в картине "На стройке новых цехов" выполнен в сухой, графической манере и вызывает в памяти архитектуру конструктивизма. Фигуры, напротив, словно вылеплены цветом до ощущения скульптурного объема. Они показаны в сложных ракурсах, стремительном движении, что близко выразительным средствам экспрессионизма. Но если для экспрессионизма характерно трагическое мироощущение, то Дейнека, напротив, утверждает мажорное, оптимистическое мировосприятие. Экспрессионизм интересен ему возможностью смело деформировать форму во имя выразительности образа. Художник выстраивает образную систему картины на контрастах и противопоставлениях.

Например, все детали композиции сюжетно не обоснованы. Площадка, на которой находятся работницы, словно врезана в пространство картины: невозможно увидеть ни ее начала, ни конца. Художник точно передает резкое движение сильного, мускулистого тела откатчицы. Но если вагонетка продвинется дальше, то она "упадет" в пространство фона, "упадет" и женщина, потеряв опору. У вагонетки нет не только пространства для движения, но и рельс. Только одна полоса рельс перерезает полотно в нижней части, разделяя вагонетку и ноги женщины. Столь необычное построение композиции картины основано на принципе монтажа.

Монтаж - основной прием в фотографии и кинематографе. Эти новые для того времени виды искусства оказали огромное влияние на живопись 1920-х годов.

Дейнека оригинально показывает действительность новой эпохи. Не случайно героями его полотен часто становятся женщины. В 1920-е годы взгляд на положение женщины в обществе меняется. Она воспринимается, прежде всего, как соратник в труде и борьбе за новую жизнь.

Художнику нужны символы, а не детальный рассказ. Важно передать энергию трудового порыва, ритм стройки, важно создать собирательный образ, раскрывающий созидательный пафос тех лет.