Анжелика Кауфман. Амур. 1785

"Великолепной Анжеликой" называли Анжелику Кауфман современники. Член многих Академий Художеств, единственная женщина, удостоенная членства в Королевской Академии в Лондоне, она была, пожалуй, самой признанной в Европе женщиной-художником второй половины XVIII века. Анжелику Кауфман трудно отнести к какой-то определенной национальной школе, ее творчество относят к стилю "интернациональный неоклассицизм". Она родилась в Швейцарии, в небольшом городке Куре, где начала учиться живописи под руководством своего отца, живописца Й.И.Кауфман. Продолжила свое образование в Италии, где много копировала произведения старых мастеров. Работала в основном в Риме, где по заказам высшей знати писала портреты и картины на античные, исторические и литературные сюжеты, а также во Флоренции, Венеции, Лондоне. Большим поклонником "великолепной Анжелики" был князь Н.Б. Юсупов, составивший самую большую в России коллекцию ее произведений. "Сидящий Амур", как сообщает художница в своих воспоминаниях, был написан по заказу князя Николая Борисовича Юсупова в Риме в марте 1785 года.

Шаловливый бог любви - один из любимых персонажей художницы. Она изображала его и героем отдельной картины, и в качестве персонажа, сопровождающего других героев мифологических и исторических сцен. Возможно, к изображению Амура в виде пухленького, кокетливого мальчика с копной золотистых локонов, прижимающего палец к губам и призывающего зрителя в молчаливые соглядатаи, Кауфман обращается под влиянием итальянских мастеров XVII века, основоположников и теоретиков классицизма - Франческо Альбани и Аннибале Караччи. Рядом с ним лук и стрелы - постоянные атрибуты Амура, позволяющие отличить его от таких же игривых крылатых малышей - путти. Похожее изображение Амура мы встречаем также у многих мастеров второй половины XVIII века. Самое близкое - скульптурное, автором которого является Этьен Морис Фальконе. Созданная им скульптура "Грозящий Амур" (1757), многократно повторенная в отливках, была очень популярна. Поза амурчика, словно на мгновение присевшего на камень, его жест и озорное выражение лица, а также компактность, подчеркнуто скульптурная "собранность" композиции позволяют предположить влияние на Кауфман скульптуры Эльена Мориса Фальконе. Экспозиция Радищевского музея позволяет зрителю самому сравнить эти произведения.

Современники очень высоко оценили "Сидящего Амура". В 1790 году в Париже по заказу Марии Терезы, эрцгецогини Австрийской, Карло Антонио Порпорати сделал гравюру по этой композиции Кауфман.

Справочная информация

Амур (Купидон, Эрот )- сын Венеры, в древнегреческой и древнеримской мифологии божество любви, олицетворение любовной страсти. В искусстве, начиная с эпохи эллинизма, Амур часто изображался юным, шаловливым с золотыми крылышками, луком, колчаном и стрелами, которые неотвратимо поражали и людей, и самих богов, вселяя в них любовную страсть.

Путти - (итал. putti, множественное число от putto, буквально - младенец), изображения маленьких мальчиков (иногда крылатых), излюбленный декоративный мотив в искусстве Возрождения, а также XVII-XVIII веков.

Атрибут (лат. attribuo - придаю, наделяю) - в изобразительном искусстве постоянный вещественный признак персонажа, служащий для его опознания и указывающий на его аллегорическое или символическое значение.

Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., одной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. В основе классицизма лежат принципы рационализма. Они определяют взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное.

Неоклассицизм - классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве 2-й половины XVII -1-й трети XIX веков (в отличие от классицизма XVII - начала XVIII вв.), которому присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма более раннего периода.

Юсупов, Николай Борисович (1750-1831). Князь, государственный деятель, дипломат, меценат. В 1783-1788 состоял на дипломатической службе в Турине, Венеции, Англии. После возвращения в Россию был директором Императорских театров(1791-1799) и управляющим (с1792) Императорским фарфоровым заводом, шпалерной мануфактурой, дворцовым стекольным заводом. В 1797-1799 возглавлял Эрмитаж. После смерти Екатерины II много путешествовал, подолгу жил во Франции и Италии. Обладал одной из лучших в Европе частных картинных галерей. В первые десятилетия Х1Х века коллекция находилась в Петербурге, во дворце на Фонтанке. В 1810 году наибольшая часть коллекции переводится в подмосковное Архангельское. В 1837 году его сын, Б.Н. Юсупов, перевез значительную часть собрания в Петербург, во дворец на Мойке. В 1918-1925 там был открыт музей. В 1920-е годы часть фамильного собрания поступила в Эрмитаж, в Музей изящных искусств и ГМФ.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева