АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ
(1813-1869)

         Александр Сергеевич Даргомыжский родился 14 февраля 1813 года в селе Даргомыже (Троицком) Белёвского уезда Тульской губернии. Отец был чиновником, мать – поэтессой-любительницей. Ранние детские годы будущего композитора прошли в имении родителей в Смоленской губернии. Затем семья переехала в Петербург. Александр Сергеевич получил разностороннее домашнее образование, в котором литература, театр и музыка занимали основное место. Его учителями были: пианист А. Т.Данилевский, который вовсе не поощрял ранние опыты сочинительства маленького Александра; крепостной скрипач П. Г. Воронцов; венский пианист и композитор Ф. Шобернехлер; певец Б.–Л. Цейбих. Знакомство с М.И. Глинкой, передавшим Даргомыжскому привезенные им из Берлина от профессора Дена теоретические рукописи, содействовало расширению знаний Даргомыжского в области гармонии и контрапункта; тогда же он принялся и за изучение оркестровки.

В 30-егоды были изданы первые романсы и фортепианные пьесы. Большую художественную ценность представляют в первую очередь романсы на слова Пушкина: "Я вас любил","Юноша и дева","Вертоград","Ночной зефир", "В крови горит огонь желанья". Вокальная музыка на протяжении всей жизни была в центре творческих интересов Даргомыжского. Он с удовольствием давал уроки вокала, чему способствовал становлению русской вокальной школы. Число его учеников и в особенности учениц (он давал уроки бесплатно) огромно. Выделялись Л.Н. Беленицына (по мужу Кармалина), М.В. Шиловская, Билибина, Бартенева, Гирс, Павлова, княгиня Манвелова, А.Н. Пургольт (по мужу Молас).
   Сочувствие и поклонение женщин, тем более - певиц, всегда вдохновляло и ободряло Даргомыжского, и он полушутя говаривалНе будь на свете певиц -не стоило бы быть и композитором».
Первая его серьезная работа пера «Эсмеральда»(1837-41), либретто к которой ранее написал сам Гюго по роману «Собор Парижской богоматери».При всей своей незрелости это произведение, созданное по типу большой французской оперы, уже  обнаруживало реалистические устремления автора. "Эсмеральда", остающаяся неизданной (рукописная партитура, клавираусцуг, автограф Даргомыжского, хранятся в центральной нотной библиотеке Императорских театров в Петербурге. Поставлена была "Эсмеральда" спустя несколько лет, в 1847 г. В Москве и в 1851 г Петербурге.

Постановка оперы не принесла удовлетворения автору и он занялся сочинением романсов, которые вместе с более ранними были изданы (30романсов) в 1844 г принесли ему известность. Лучшие из периода 40-хгодов – на стихи А. С.Пушкина «Я вас любил», «Свадьба», «Слеза», «Ночной зефир». На стихи Пушкина в 1843 году создана кантата «Торжество Вакха»на была исполнена на концерте дирекции в Большом театре в Петербурге, в1846 г., но в постановке ее в виде оперы, законченной и оркестрованной в 1848 г., автору было отказано, и только гораздо позже (в 1867 г.)она была поставлена в Москве.

Вторая половина 40-х годов –начало 50-х характеризуются новыми тенденциями в творчестве композитора, связанными с зарождением в России и затем расцветом критического реализма («натуральной школы») в литературе и искусстве. Даргомыжского стали интересовать преимущественно народные сюжеты, возрос интерес к фольклору (деревенской крестьянской песне). Обострение национального сознания связано с пребыванием композитора за границей в1844-45 годах. Даргомыжский побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Уехав приверженцем всего французского, Даргомыжский возвратился в Петербур гораздо большим,  чем ранее, поборником всего русского (как это случилось и с Глинкой).

В это время окончательно сформировался метод его творчества - «интонационный реализм». Основным средством создания конкретного образа служит воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Творческое кредо композитор сформулировал в афористической фразе: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Этот принцип претворен в песне «Мельник» на стихи Пушкина. От нее тянутся нити к опере «Каменный гость», в которой воплощены приемы музыкальной декламации. В романсах «И скучно, и грустно», «Ты скоро меня позабудешь» возникает так называемая «омузыкаленная речь».

Центральное произведение этого периода –опера «Русалка» (1855) по драме Пушкина, правдиво рассказывающей о трагической судьбе простой крестьянской девушки, обманутой князем. В этой опере Даргомыжский создал новый жанр народно-бытовой музыкальной драмы, поднимающей тему социального неравенства. Первое представление "Русалки" в 1856г. (4 мая) в Мариинском театре в Петербурге, при неудовлетворительной постановке, со старыми декорациями, неподходящими костюмами, небрежным исполнением, неуместными купюрами, под управлением К. Лядова, не любившего Даргомыжского, успеха не имело.
Опера выдержала до1861 г. всего 26представлений, но возобновленная в 1865 г. С Платоновой и Комиссаржевским, имела огромный успех и с тех пор сделалась репертуарной и одной из любимейших из русских опер.

С конца 50-х годов развернулась музыкально-общественная деятельность Даргомыжского. В 1859 году он вошел в состав комитета Российского Музыкального Общества (РМО). Будучи членом «комиссии для рассмотрения сочинений, присылаемых на конкурс», он активно содействовал развитию отечественной музыки. Он участвовал в разработке устава первой консерватории в России. В это же время сблизился с композиторами, будущими членами Балакиревского кружка («Могучей кучки»), что принесло взаимное творческое обогащение. В1859 году интенсивно сотрудничал с сатирическим журналом «Искра», что оставило свой отпечаток в творчестве композитора. Даргомыжский писал музыку на стихи «искровцев» В.С. Курочкина, П. И. Вейнберга. Новаторские романсы того времени пронизаны социальным содержанием: «Старый капрал», «Титулярный советник», «Червяк». В это время также интенсивно продолжаются занятия с певцами - любителями, и появляются лирические романсы «Расстались гордо мы», «Что в имени тебе моем», «Я помню глубоко».

В последние годы жизни внимание композитора снова приковывается к жанру оперы. Задумав коренную реформу, в 1866году он приступает к работе над «Каменным гостем» по маленькой трагедии А. С. Пушкина. Композитор поставил себе задачу написать музыку на неизмененный литературный текст Пушкина. Он отказался от исторически сложившихся оперных форм: развернутых арий, вокальных ансамблей. Он добивался непрерывности музыкального действия, взяв за основу принцип речитативно – ариозной декламации (опера почти полностью строится на мелодизированном речитативе). В течение нескольких месяцев опера была почти окончена; смерть помешала дописать музыку лишь к последним семнадцати стихам. По завещанию Даргомыжского докончил «Каменного гостя» Ц. Кюи; он же написал вступление к опере, заимствовав из нее тематический материал, а оркестровал оперу Н. Римский-Корсаков. Стараниями друзей «Каменный гость» был поставлен в Санкт - Петербурге на Мариинской сцене 16 февраля 1872 г. И возобновлен в 1876 г., но в репертуаре не удержался и до сих пор далеко неоценен по достоинству. Новаторские принципы последней оперы Даргомыжского нашли последователей не только среди русских композиторов М. Мусоргского, Н. Римского - Корсакова, но и среди зарубежных музыкантов: Ш. Гуно намеревался написать оперу по образцу «Каменного гостя»;  К.Дебюсси в опере «Пеллеас и  Мелизанда» опирался на принципы оперной реформы Даргомыжского.

Из оркестровых произведений Даргомыжского наиболее яркими являются "Малороссийский казачок", "Чухонская фантазия" и "Баба-яга". Бытовые образы этих пьес обострены гротескно – преувеличенной трактовкой, отсюда новизна художественных приемов, которые нашли свое продолжение в творчестве М. Мусоргского, А. Лядова и других композиторов.

Умер Даргомыжский в Петербурге 17 января 1869 года.