Комментарий методиста

к уроку учителя

русского языка и литературы

О.Г. Парамонова

 

  Весь материал урока подчинен единой цели – представить трагедию поэта, приведшую к самоубийству. Все этапы урока логически связаны, переход к каждому новому аспекту изучения темы вполне понятен и оправдан.

О.Г. Парамонов – учитель, глубоко любящий и знающий литературу. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения к творчеству писателей Х1Х и ХХ вв., свободное цитирование и оперирование фактами. Особо хотелось бы выделить артистизм учителя в чтении стихотворений. Уже одно это как нельзя лучше воспитывает у учащихся интерес и любовь к художественной литературе. На наш взгляд, учитель нашел свою форму общения с учащимися: через художественный текст. Мастерски прочитанное стихотворение не требует лишнего анализа, учитель с помощью интонации акцентирует внимание слушателей на самом главном в произведении.

Очень удачно, на наш взгляд, соединяется на уроке личностное восприятие творчества Маяковского с подбором воспоминаний, свидетельств, высказываний современников поэта и нынешних литераторов.

Есть свой смысл и в использовании традиционной наглядности. Учитель по ходу урока обращается к двум портретам Маяковского: юного и зрелого поэта, стремясь убедить учеников в том, что за внешней силой, неприступностью кроется человеческое сердце: “Что может хотеться этакой глыбе? А глыбе многое хочется”. Оформление доски лаконично - лишь эмоциональная формулировка темы урока: “Расскажи мне, кто тебя – наповал…”. Думается, что и в этом по-своему прав учитель: фраза на доске дает ключ к содержанию всего урока.

Несмотря на то, что ведущей и преобладающей была роль учителя, учащиеся активно участвовали в уроке. Не только тогда, когда О.Г. Парамонов впрямую обращался к ним с вопросами, но и когда школьники эмоционально реагировали на звучащее слово.

Данный урок – это лишь первое эмоциональное знакомство с В. Маяковским. Думается, что все дальнейшее изучение творчества поэта должно углубить и дополнить представления учащихся об идейно-тематическом содержании и поэтическом новаторстве произведений В. Маяковского.