В.М. Максимов. Семейный раздел. 1876

В произведении «Семейный раздел» Максимов показал атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта, изобразив дележ имущества между двумя братьями. Корыстолюбие и алчность, с одной стороны, и беззащитность и кротость – с другой. Эта вечная тема особенно сильно выразилась в женских образах: обездоленную и обманутую младшую невестку, в чьем облике сказалась традиция поэтических женских типов Алексея Венецианова, художник противопоставил жадной и вздорной жене старшего брата. Крестьянская тема была ведущей в творчестве художника. В его картинах, сюжеты которых, как правило, связаны с народническими настроениями, с точностью воспроизводятся и русская изба с ее мебелью, красным углом, лавками, и одежда крестьян.

Но «Семейный раздел» нельзя назвать реалистической картиной в полном смысле слова. Крестьянские традиционные юридические обычаи, так называемое обычное право, имели установленный порядок решения сложнейших вопросов. Изображаемая на картине ругань братьев и их жен над делимым при живом отце хозяйстве (на полу демонстративно разбросаны штуки ткани, скарб) вряд ли была возможна. Обычно, если не могли поделить миром – шли к наиболее уважаемым людям и кидали жребий, а потом пили мировую и зажигали четверговую свечу. Жребий – знак свыше, и поэтому является самым справедливым выбором при сложных ситуациях раздела и выбора в крестьянской жизни (раздела наследства, земли, угодий, выбора рекрута).