И.Г. ВЕДЕКИНД. ПОРТРЕТ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА. 1728

Портрет царя Михаила Федоровича работы Иоганна Генриха Ведекинда - это копия с портрета 1636 года.

В XVII веке в русском искусстве только зарождается портретный жанр. Первые изображения конкретного человека назывались парсунами. Слово "парсуна" переводится на русский язык как "персона", "особа", и потому понятно, что моделью для такого изображения могло быть только высокопоставленное лицо - царь, вельможа. Парсуна является, по сути, переходной формой от иконы к светскому портрету, который появится в отечественном искусстве лишь в начале XVIII столетия.

Портрет Михаила Федоровича может служить классическим примером парсуны, поскольку именно высокий социальный статус человека является здесь основой портретной характеристики. Главное внимание художник уделяет изображению атрибутов: богатой одежде, усыпанной драгоценными камнями, царскому головному убору. Вполне вероятно, что автор портрета хорошо представлял себе внешность своего героя. Лицо изображенного на парсуне обязательно должно было быть узнаваемо, "дабы не подвергать забвению вельмож царевых и царей". Величественная неподвижность фигуры, раз и навсегда закрепленное выражение лица уподобляет образ земного царя - священному образу. Недаром первым изображениям высших лиц государства поклонялись, как священным образам.

Сам герой портрета - царь Михаил Федорович (1596-1645) - первый царь из династии Романовых. Сын боярина Ф.Н. Романова, впоследствии патриарха Филарета, он был избран на русский престол Земским собором 14 марта 1613 года.