И.М. Прянишников. Ночные рыболовы. 1900

Одним из направлений творчества известного художника второй половины ХIХ века Иллариона Михайловича Прянишникова были картины, посвящённые охоте и рыбной ловле. Камерная по своему настроению работа "Ночные рыболовы" относится к тому времени, когда в творчестве художника "бичевание" общественных пороков сменяется поисками положительного начала. Эти сдвиги в сознании совпали с распространением принципов пленэрной живописи. Поиски поэтических сторон народного быта выводят художников к лирической интерпретации действительности. С 1880-х годов в творчестве Прянишникова пейзаж постепенно начинает теснить чистый жанр, когда не сюжет разворачивается на фоне пейзажа, а природа и человек гармонично слиты в едином образе и настроении.

Из глубокой ночной темноты леса выхвачен ярким светом факела небольшой участок тихой речной заводи, по которой тихо плывёт пологая лодка с двумя рыбаками. На почти глухом чёрном фоне заднего плана густой яркой массой поднимается вверх медленно растворяющийся в ночном воздухе дым от факела. Он особенно красив, написан хаотично брошенными пастозными мазками - в центре красными и густо-розовыми, дальше к краям жёлто-розовыми и желтоватыми. И, скорее всего, именно этот контраст черноты ночи и яркого рыхлого пламени, разбрызгивающего быстро гаснущие искры, привлёк художника.

Картина, несмотря на преобладание тёмных тонов, красива по своему цветовому звучанию. Эффектно смотрится контраст чёрного леса и жёлто-красных всполохов огня. Высветленный первый план картины позволяет рассмотреть растительность на берегу реки. Дерево у воды справа написано свободным движением кисти. Красивы красно-жёлтое отражение огня в реке, трава и кувшинки, цветы которых разбросаны белыми точками по глади воды. Направление реки почти параллельно нижнему краю холста, и её слабая диагональ показывает движение лодки из глубины картины.

Природа тиха. Не шевелится ночной лес, почти застыла гладкая поверхность воды, только медленное движение лодки и потрескивание факела нарушает ночное безмолвие. Подстать торжественному молчанию природы и люди. Они тихо и сосредоточенно ведут свою охоту на ночную хищную рыбу. Мальчик правит лодкой, а мужчина всматривается в глубь воды, отыскивая рыбу. В его напряжённой позе чувствуется внутренняя сосредоточенность и готовность к быстрому действию.

Справочная информация.

Предметом изображения жанровой живописи является повседневная общественная и частная жизнь человека, чувства, возникающие в общении с другими людьми, бытовая обстановка. Воплощая образы и темы, возникающие в самой жизни, жанровые картины всегда носят конкретно национальный характер, с наибольшей наглядностью характеризуют отношение художника к современной действительности.

Бытовой жанр появился в России много позже других жанров. Его формирование происходило в 1820-х годах на основе выдвинутых А.Г. Венециановым приёмов живописи "а-ля натура". Созерцательный и бессобытийный у художников венециановской школы, в 1840-х в первую очередь у П.А. Федотова жанр обрёл повествовательность и критическое начало; ещё через десятилетие он стал откровенно обличительным. Стремление к решению задач социального бытия определил доминирующее положение бытовой живописи среди других жанров, начиная с 1860-х годов.

Жанровая живопись всегда была одним из наиболее демократических видов искусства. Не случайно её зарождение и расцвет связаны с эпохами большого общественного подъёма. Русская жанровая живопись ХIХ века, особенно художников Товарищества передвижных художественных выставок, широко и объективно освещала современную жизнь, поднимала большие социальные, моральные и эстетические темы. Реализм, или "правда жизни", был основополагающим художественным принципом передвижничества. Другим важным вопросом, непосредственно связанным с идеей реализма, был вопрос о своеобразии русской жизни и русского искусства. Наличие серьёзного замысла, выбор важной для современности темы, посвящённой народной жизни, правдивость и типичность образов - эту совокупность признаков передвижники считали показателем национального и народного искусства, причём понятия эти были неразделимы. Просветительство (убеждённость в общественной полезности устройства передвижных выставок), правдивое отражение действительности, постановка коренных вопросов русской жизни и критика её негативных явлений, идейность, вера в нравственную силу народа являются характерными чертами передвижничества Бытовой жанр являлся одним из главных жанров этого объединения, в количественном отношении уступавший лишь пейзажу.

Приклонская В.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева