Уроки 31-33. Проект «Новогодняя открытка»


Практическая цель проекта – создание рисованной новогодней открытки (не включающей сканированные и фото элементы), используя возможности любого стандартного графического редактора (ПервоЛого, Pаint, ProCreate Painter Classic и др.) и готовый набор сложных новогодних элементов.


Методическая цель проекта – познакомить детей с графическим редактором, научить детей использовать возможности графического редактора и набор готовых изображений для реализации собственного замысла.


План проведения проекта:


Первый урок
1.Знакомство с основными возможностями графического редактора (25–30 мин)
2. Знакомство с альбомом новогодних изображений (5–10 мин)
3. Уточнение эскиза открытки (5–10 мин)
Второй и третий уроки
4. Планирование работ (5–10 мин)
5. Подготовка альбома под проект (5–10 мин).
6. Рисование фона (10–15 мин).
7. Рисование элементов открытки (20–30 мин)
8. Создание готовой открытки, вставка готовых элементов изображения (10–15 мин)
9. Представление и просмотр готовых работ (5–10 мин)


Первый урок

К этому уроку дети получают задание – сделать приблизительный эскиз своей новогодней открытки. Объясните детям, что не надо хорошо и красиво все прорисовывать, раскрашивать и т. д. Вообще для более взрослых детей достаточно было бы просто представить себе открытку и описать ее примерно (в левом углу – Дед Мороз, в правом – елка, посередине сверху надпись «С Новым годом» и т. д.). Но детям 1 класса полезно оставить хоть какие-то следы на бумаге (просто чтобы не забыть). Эскиз нужен еще и для того, чтобы его можно было обсуждать, например, с учителем. Если ребенок любит рисовать и хочет сделать все красиво, пусть нарисует все целиком. Если ребенку хотят помочь родители, пусть рисуют вместе. Но не нужно требовать к этому уроку делать полностью красивую бумажную открытку. Это лишь первый эскиз, он претерпит изменения, главное, чтобы на этом эскизе были самые главные части открытки. Они могут быть не нарисованы, а просто подписаны. Например, в правом углу прямоугольник (или овал) на котором написано «Дед Мороз». Можно вместо эскиза попросить детей принести на урок настоящую открытку (или несколько), на которую он хочет сделать похожей свою собственную открытку. Это хороший вариант для детей, у которых плохо развито воображение. Не надо бояться, что доля самостоятельности ребенка при таком варианте будет очень мала. На самом деле ребенок, скорее всего, не сможет изготовить в точности такую открытку средствами данного проекта, ему придется еще перерабатывать и дорабатывать этот вариант. Так что собственный эскиз у него все равно появится, только позже.

Знакомство с основными возможностями графического редактора («рисовалки»)

Для начала нужно открыть графический редактор, который вы собираетесь использовать в этом проекте. На этом уроке дети будут только пробовать различные инструменты «рисовалки», поэтому можно соответствующий файл никак не называть и нигде не сохранять.


Как и в наших электронных задачах, в любом графическом редакторе есть ящик инструментов, который надо вместе с детьми найти на экране. Советуем вам вывести изображение экрана учительского компьютера на большой экран и показывать детям, где находятся и как работают обсуждаемые инструменты. После того, как вы показали некоторый инструмент, можно дать детям задание на его использование и пройтись по классу, оказывая детям индивидуальную помощь. Например, вы показали в ящике инструмент «прямая» и сами провели на экране прямую, выбрав цвет и толщину. Теперь дайте детям задание самим нарисовать прямую нужного цвета и толщины. После того, как все с этим освоились, можно дать задание посложней – нарисовать с помощью этого инструмента (и заливки) звезду или елку.


Дети к настоящему моменту, работая с задачами компьютерного учебника, познакомились с инструментами: заливка, карандаш, ластик. Для начала стоит показать аналогичные инструменты, используемые в графическом редакторе и обсудить их отличия. Так, обязательно нужно обратить внимание детей на расширившуюся палитру цветов. Кроме того, ластик (в отличие от нашего) обычно работает по типу настоящего ластика – стирает фигурку не целиком, а поточечно. Толщину ластика при этом можно выбирать. Такая работа ластика позволяет достичь новых графических эффектов. Например, на голубом небе можно стереть части фона ластиком и получить облака. Можно изобразить на фоне темного неба эффект мелких падающих снежинок, используя ластик точечно. Особенности работы ластика детям нужно обязательно показать.
Дальше можно знакомить детей с новыми инструментами. Количество новых инструментов зависит от силы класса. В любом случае на первом уроке не стоит показывать много инструментов, а стоит остановиться на основных, которые позволяют достигать новых и интересных графических эффектов. С остальными инструментами можно познакомить детей в индивидуальном порядке – если они заинтересуются или у них появится необходимость. В среднем классе стоит рассмотреть следующие новые инструменты:
• Прямая – рисует прямолинейный отрезок;
• Распылитель – распыляет краску точечными сгустками.


Прямая позволяет провести ровную прямую линию, что с помощью карандаша сделать сложно. Распылитель позволяет достичь, например, эффекта белого снега, запорошившего еловую лапу или изобразить салют.


Также в ящике инструментов дети смогут найти автофигуры и автолинии. Это наиболее части используемые линии и фигуры, которые программа сама делает ровными и красивыми. В среднем классе мы советуем познакомить детей с инструментами: овал (круг), прямоугольник (квадрат). При помощи овалов можно нарисовать: снеговика, елочные шарики, солнце и проч. Прямоугольники понадобятся детям для рисования ровных рамочек. Если в используемом вами графическом редакторе есть инструмент кривая, то его тоже можно показать детям. Он позволяет провести ровную кривую линию, исключающую дрожание руки (как при работе карандаша). При этом кривая позволяет добиться нужной нам степени изгиба. С помощью этого инструмента легко нарисовать: месяц, линию ландшафта, мешок с подарками и проч.


Знакомство с альбомом новогодних изображений


Ясно, что с помощью только набора инструментов графического редактора детям очень сложно будет создать действительно красивую открытку, для этого надо обладать художественными способностями. Но нам бы хотелось, чтобы детям нравилась собственная открытка, чтобы дети почувствовали удовлетворение от своей работы. Поэтому мы предлагаем детям использовать в своей работе готовые новогодние элементы. Все эти элементы – сложные изображения, которые могут быть на новогодней открытке: Дед Мороз, Снегурочка, стилизованная надпись «С Новым годом» и др.


После того, как дети познакомились с возможностями графического редактора, они просматривают альбом новогодних элементов. Все эти элементы одиночные, на прозрачном фоне. Такие проще всего вставить в готовую в открытку. Если открыть папку новогодних элементов, то будут видны все уменьшенные изображения. Если 2 раза щелкнуть по некоторому изображению, то оно откроется в натуральную величину. Так дети просматривают эскизы страниц, открывая те, которые их заинтересовали. Затем дети выбирают те изображения, которые они будут использовать в своей открытке.


Уточнение эскиза открытки


В конце урока надо обязательно дать детям 5–10 минут, чтобы они соотнесли свои желания с возможностями и доработали свой эскиз. Хорошо если на этом этапе детей (особенно слабых) будет активно консультировать учитель. Учитель должен объяснить ребенку, что не все что он задумал, ему будет легко красиво нарисовать. Если у ребенка на эскизе есть сложные изображения, подобные рисункам из нашей коллекции, он быстро понимает, что лучше взять их из коллекции, чем рисовать самому. Все остальные элементы изображения нужно внимательно проанализировать. Для каждого элемента ребенок должен решить, можно ли его достаточно эстетично нарисовать с помощью инструментов графического редактора. К простым элементам, которые дети смогут нарисовать сами, относятся, например: елка, снеговик, солнце, луна, звезда, елочные игрушка и др. К сложным элементам, которые дети скорее всего, не смогут красиво изобразить, относятся изображения фигур и лиц людей или животных, изображения с большим числом мелких деталей и др. Если у ребенка на эскизе есть сложные изображения, необходимо с ним это обсудить. Если ребенок не обладает художественными способностями, то лучше всего сложные изображения убрать, заменить на простые или на готовые изображения из альбома.


В конце урока дети получают задание уточнить свой эскиз в соответствии с возможностями графического редактора и альбомом готовых изображений.


Второй урок


Планирование работ: разбивка открытки на части, выделение фона и элементов рисунка


На этот урок дети приносят эскизы открыток, которые на этом и следующем уроках они будут воплощать в компьютерном виде. Сначала дети работают на бумаге – составляют план работ по созданию открытки. При этом они должны сделать следующее: выделить и схематично изобразить фон; выделить и перечислить элементы открытки, которые они будут рисовать сами; перечислить сложные элементы, которые будут взяты из альбома. При работе над фоном в частности дети должны определиться: а) какова будет ориентация открытки (книжная или альбомная); б) будет ли рамочка у открытки. Выделение фона и частей открытки – дело совсем не простое. Поэтому на этапе планирования большую роль играет учитель, он индивидуально консультирует ребят, отвечает на вопросы, помогает скорректировать эскиз так, чтобы объем работ был посильным для ребенка. Например, хорошо бы посоветовать ребятам в том случае, если одно изображение расположено поверх другого, рисовать их отдельно. Иначе, поправляя одно изображение, ребенок может испортить другое. Например, ребенок хочет изобразить на открытке крупную еловую лапу с елочными игрушками. В таком случае полезно рисовать еловую лапу отдельно и игрушки отдельно.


Подготовка альбома (папки) под проект


После того, как ребята спланировали свою работу по созданию открытки, они садятся за компрьютеры. Обязательно нужно обратить внимание детей на то, что все промежуточные результаты их деятельности должны сохраняться. Именно поэтому мы предлагаем разбить изображение на части и рисовать отдельно каждую часть, чтобы ребенок, исправляя одну деталь рисунка не испортил другую или фон. Если вы работаете в программе ПервоЛого (или ЛогоМиры), то там есть специальная кнопка «Заморозить фон». Она предназначена для того, чтобы сделать рисунок нестираемым.


Лучше всего сразу заготовить альбом под проект и сделать это организованно. Для этого надо открыть папку «Проект «Новогодняя открытка»». Она пока пуста. Потом в ней каждому ребенку нужно создать столько файлов, сколько ему нужно рисовать элементов и еще один файл для фона. Назвать файлы нужно так, чтобы, не открывая их, было понятно, что там изображено. Например, в альбоме могут быть следующие файлы: фон, елка, елочные игрушки, снеговик, горка, луна, звезда.


Рисование фона


Фоном мы называем самый нижний слой нашей открытки. На этот слой будут помещаться все остальные детали нашего изображения. Для начала нужно установить ориентацию листа (книжную или альбомную). Затем можно сразу нарисовать рамочку (если она есть). Дальнейшее зависит от замысла ребенка. Обычно фон делится на части и заливается соответствующими цветами. Если открытка сюжетная и по сюжету объекты находятся на улице, но фон будет синим, голубым с белыми снежинками. Если сюжет разворачивается дома, то фон будет другим. Если открытка бессюжетная, например, еловая лапа и надпись «С новым годом», то фон может быть любым.


Рисование элементов открытки

После того, как дети закончили рисовать фон, они переходят к рисованию отдельных элементов изображения. Много они на этом уроке не сделают, но у многих придет понимание того, какие эффекты с помощью инструментов графического редактора достичь легко, а какие – сложно. Возможно, у некоторых детей возникнет желание еще раз доработать свой эскиз, упростив отдельные элементы своего изображения


Урок 3


В начале завершающего урока проекта нужно познакомить детей с тем, как собрать открытку из частей. Для этого необходимо показать детям следующие действия в графическом редакторе:


• Выделение части рисунка (прямоугольной или произвольной формы);
• Увеличение (уменьшение) выделенного рисунка с помощью растягивания границ выделенной части;
• Копирование выделенного изображения;
• Вставка копии изображения в тот же или другой файл.


Нужно обратить внимание детей, что при копировании и вставке выделенного изображения в обоих файлах должен быть установлен режим прозрачного фона, иначе рисунок окажется на белой заплатке из фона.


Рисование элементов открытки


Сначала дети заканчивают рисование элементов своей открытки. Напомним, каждый крупный элемент открытки рисуется в отдельном файле. Если ребенок хочет нарисовать несколько мелких элементов, например, елочных игрушек, то он может нарисовать их в одном файле, но так, чтобы они были не слишком близко. Расстояние между элементами должно быть такое, чтобы их было удобно копировать по одному.
Проходя по классу, вы индивидуально консультируете ребят по работе инструментов. Наиболее распространенные вопросы будут, видимо, касаться того, как добиться тех или иных художественных эффектов. Поэтому с некоторыми дополнительными инструментами вам придется знакомить детей в индивидуальном порядке. Также советуем вам направлять детей, чтобы они не брали на себя чрезмерный объем работ. В особенности это касается тех детей, которые решили скопировать открытку с настоящей. Например, нет смысла уделять много времени мелким элементам открытки, тогда можно не успеть нарисовать все остальное. Это зависит и от общего числа элементов. Например, если ребенок рисует как часть открытки елку с большим числом елочных игрушек, то нет смысла каждую игрушку художественно прорисовывать, лучше нарисовать их при помощи стандартных автолиний (круга, овала, кривой). Если же вся открытка ребенка состоит из фона, еловой ветки с несколькими игрушками и надписи «С новым годом», то ребенок может потратить время и сделать елочные игрушки красивыми. Например, елочные шарики сделать разноцветными, с внутренним узором и т. д. Таким образом для каждого ребенка объем работ должен быть выполнимым. Конечно, дети 1 класса не могут трезво оценить свои силы, здесь должен помочь учитель.


Сборка готовой открытки

После того, как все части в отдельности нарисованы, дети начинают собирать открытку целиком. Для этого нужно в папке проекта нужно создать еще один файл – «Открытка». Затем в этот файл следует скопировать фон. Затем нужно накладывать отдельные элементы согласно эскизу. При этом, конечно, не все элементы будут оказываться нужного размера, их придется по ходу копирования растягивать или сжимать. Иногда элементы рисунка приходится копировать несколько раз, если они повторяются. В последнюю очередь нужно скопировать выбранные элементы рисунка из альбома новогодних изображений. Их, как и все остальные изображения можно растягиват, сжимать и видоизменять.


Обсуждение и просмотр готовых работ


После того как дети изготовили свои открытки, нужно обязательно устроить просмотр и обсуждение готовых работ. Перед этим вам нужно положить работу каждого ученика в его портфолио на сайте. Для этого нажмите ссылку “Добавить файлы учеников”. Перед вами появится список учащихся, а внизу – строка, в которой можно выбрать имя ученика, выбрать файл и, нажав кнопку “Добавить”, загрузить его файл на сайт. Такую процедуру нужно проделать с файлом каждого учащегося, участвовавшего в проекте. При этом важно проследить, чтобы имена загружаемых фалов были написаны только латиницей.

Обсуждение готовых работ можно организовать по-разному. Первый вариант – каждую работу показывает учитель, выводя ее на большом экране и по ходу комментирует ее (для этого вам поможет ссылка “Перейти в галерею работ”). Второй – каждый учащийся сам представляет свою работу и отвечает на возникающие вопросы. Третий – по типу картинной галереи. На каждом компьютере открывается нужный файл, дети ходят по классу и смотрят открытки друг друга, а потом все вместе обсуждают работы. Работу в проектах мы вообще советуем вам оценивать очень лояльно. В частности в данном проекте вполне можно поставить ребенку «отлично» если: а) открытка выполнена в новогодней тематике; б) ребенок в ходе создания открытки использовал 2-3 инструмента рисовалки; в) ребенок нарисовал сам хотя бы один элемент открытки; г) открытка выглядит приемлемо, то есть не огорчит человека, которому ее подарят. Хорошо бы выделить самые выдающиеся работы (и поставить за них дополнительную пятерку). На самом деле самые лучшие работы могут выделяться по-разному. Например, работа может быть самой красивой, то есть самой внешне привлекательной. Необязательно при этом, что ребенок вложил в нее много собственного труда, просто у него есть вкус. Учащийся мог просто хорошо скомпоновать несколько готовых новогодних изображений, добавить фон и немного чего-то еще. Другая открытка может быть самой художественной, то есть рисованной ребенком почти целиком. Она может быть не столь красивой, но сразу ясно, что в нее вложено много труда и ребенок виртуозно владеет инструментами графического редактора. Открытка может быть самой оригинальной, как по техническому исполнению, так и по художественному замыслу. Таким образом будет вполне допустимо выделить не одну самую лучшую открытку, а несколько по разным номинациям.