Комментарий методиста

Е.А.Чижевского к уроку

учителя физики А.Г. Шлюнько

Тема урока «Законы геометрической оптики»

 

В уроке А.Г. Шлюнько, посвященном в основной его части изучению нового материала, можно выделить пять относительно самостоятельных частей.

 

1. Учитель здоровается с классом, называет тему урока и цели, которые должны быть достигнуты в его ходе.                                                   

2. Учитель предлагается вспомнить, то, что изучалось на прошлом уроке и ответить на несколько вопросов.

3. Проводится объяснение нового материала.                      

4. Учащимся выдается домашнее задание.                           

5. Проводится закрепление изученного на уроке.                

 

К видеозаписи урока А.Г Шлюнько подготовил около 30 разнообразных презентаций. В их числе изображения плакатов, чертежей, рисунков, видеофрагментов физических явлений, фотографии физических приборов, изображения физических установок и т.д. Одни из них были озвучены еще до урока. Пояснения к другим учитель давал по ходу урока.

На протяжении всего урока в классе поддерживаются доброжелательные взаимоотношения учителя и учащихся. Учащиеся четко отвечают на вопросы учителя, старательно выполняют его указания, ведут необходимые записи в своих рабочих тетрадях.

Каждая выделенная часть урока сопровождается своими презентациями.

В первой части урока она только одна. В ней показана тема урока и цели, которых необходимо достичь.

Во второй части урока – их уже три. На экране трижды демонстрируются изображения плакатов с заголовком «Повторим» и соответствующими вопросами, на которые должны ответить учащиеся. Повторение проводится быстро, четко. Оно не вызывает затруднений у учащихся.

Основная часть презентаций приходится на третью часть урока, посвященную изучению нового материала. Она начинается с рассмотрения принципа Гюйгенса. На экране появляется изображение соответствующего чертежа и формулировка принципа Гюйгенса. Проведя необходимые пояснения, учитель предлагает учащимся открыть учебник, найти в нем информацию о Гюйгенсе и прочесть ее.

Закончив с рассмотрением материалов, касающихся Гюйгенса, учитель предлагает перейти к рассмотрению распространения света.

На экране появляется видеозапись, в верхней части которой сохраняется заголовок «Поведение световых лучей». Видеозапись сопровождается пояснениями комментатора. После просмотра видеофрагмента учитель помогает учащимся осмыслить, что свет может распространяться, отражаться, поглощаться, рассеиваться.

Предлагается рассмотреть, что будет происходить со светом при его отражении. На экране появляется фотография, сопровождаемая голосом комментатора. На ней изображение отражения света на фоне диска с делениями. Вслед за этим просмотренный фрагмент урока комментирует учитель. Он дает определение углам падения и отражения и отмечает, что равенство этих углов составляет часть закона отражения света.

На экране появляется изображение книги, освещенной рассеянным светом. Учитель анализирует ее наблюдаемое освещение.

Различия в появившихся на экране условных изображениях зеркального и рассеянного отражения света учитель просит объяснить учащихся. На экране последовательно появляются все новые и новые кадры, комментируя которые учитель знакомит учащихся с сущностью физических понятий, законов отражения и преломления света, с полным внутренним отражением света.

Продемонстрировав, таким образом, около 20 кадров презентаций, учитель заканчивает изложение нового материала и, обобщив изложенное, предлагает учащимся записать домашнее задание.

На экране появляется кадр с домашним заданием:

«ЛОС–22, §41-43, разобрать примеры решения задач на стр. 104-107.»

Учитель дает соответствующие разъяснения. Лист с опорными сигналами выдается каждому учащемуся.

Начинается закрепление изученного на уроке. На экране появляются новые презентации. Рассматривают прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, «появление монеты в чашке, в которую наливают воду», Демонстрируется фрагмент фильма «Горит ли свеча в воде?» Пользуясь задачником и таблицами, учащиеся определяют коэффициенты преломления разных сред. Предлагается решить задачу №1090 из задачника А.П. Рымкевича.

После короткого анализа задачи для ее решения к доске вызвана девочка. Решение задачи продолжается практически до конца урока.

Урок А.Г. Шлюнько производит достаточно хорошее впечатление.

Вместе с тем, при его просмотре напрашивается целый ряд вопросов.

Нужно ли в один урок включать такое большое число презентаций?

Нужно ли из урока исключать натуральный эксперимент, воспроизводимый руками учителя и учащихся?

Нужно ли из домашнего задания учащимся исключать домашний физический эксперимент?

Нужно ли в один урок включать такой большой объем учебного материала?

Этот перечень вопросов можно продолжить и далее. Попытка замены традиционных методов обучения физике новыми, модными сегодня, сейчас, не дала в прошлом веке желаемого успеха. Замена традиционных методов обучения физике модными сегодня информационными и коммуникационными методами обучения физике не даст желаемых результатов. Нужна не замена одних методов другими, а их синтез, в ходе которого найдут органическое сочетание лучшие стороны традиционных и современных методов обучения физике.

На экране, расположенном рядом классной доской, последовательно появляются изображения плакатов, на каждом из которых есть заголовок «Повторим» и вопросы, ответы на которые должны дать учащиеся.

Прочитать, что написано на некоторых слайдах, невозможно. Тексты других четкие, легко читаемые. Число вопросов на  всех слайдах (в этой части урока), вероятно, должно быть равно трем.