Тома де Томон ориентировал здание Биржи на водораздел реки Невы – главной водной магистрали города. Чтобы здание не терялось на столь обширном пространстве, он должно было быть лаконичным и строгим по форме, лишенным лишних деталей, которые отвлекают от главного. Прообразом послужили древнегреческие храмы, в первую очередь величественный Парфенон, будто вырастающий из–под земли, окруженный мощными колоннами.

Два противоположных фронтона Биржи украшены большими полуциркульными окнами, на фоне которых рельефно выступают скульптурные группы “Нептун с двумя реками” и “Навигация с Меркурием и рекой”. Скульптура играет большую роль в оформлении самого здания и близлежащего пространства. Две ростральные колонны преобразуют значительный объем Биржи в вертикаль. Эта вертикаль утверждает здание Биржи в качестве смысловой доминанты огромного речного пространства.

Ростральные колонны, мощные по объему и выразительные по силуэту, цвету и пропорциям, четко вырисовываются на фоне неба и хорошо видны с далеких перспектив. Помимо ростр (носов побежденных кораблей), колонны украшают каменные мужские и женские фигуры, символизирующие основные судоходные реки России: Нева, Волхов, Волга и Днепр. Ростральные колонны служили маяками для судов, проходящих по Малой и Большой Неве. Огни зажигались ночью и в туман, и действовали до 1885 года.

Перед зданием Биржи Тома де Томон сформировал полукруглую площадь. Для этого стрелка Васильевского острова была выдвинута на 123,5 метра в сторону реки. Подсыпка грунта позволила обезопасить место от наводнений. В 1806–1809 годах был облицован гранитом берег Малой Невы. Сама Стрелка была оформлена изящным спуском к воде в виде пандусов с огромными каменными шарами на концах. Полуциркульному окну Биржи вторит полуциркульная ниша в гранитной стене.

С противоположной стороны Биржи Тома де Томон спроектировал еще одну закругленную площадь, ориентировав ее на здание Двенадцати коллегий. Таким образом, Биржи объединила обе площади и подчинила себе все окружающие постройки.