Пьер Абеляр, Фома Аквинский (фрагменты произведений)
«Молитва Св. Фомы Аквинского (после мессы)»

Благодарение творю тебе, Господь, святой Отец, всесильный вечный Бог, который меня, грешника и недостойное чадо твое, не из-за моих заслуг, а единственно по милости твоей, удостоил насытить драгоценным Телом и Кровью Сына твоего, Господа нашего Иисуса Христа. И я молю, чтобы это святое причастие стало бы мне не приговором,
а спасительным знаком прощения. Да будет оно мне оружием веры и щитом доброй воли. Да будет изгнание моих пороков, избавление от вожделения и похоти; да будет увеличение доброты и терпения, кротости и послушания и всех добродетелей; пусть будет твердая защита от всех врагов, видимых и невидимых; от всех моих волнений, как плотских, так и духовных, пусть будет совершенное успокоение:
в тебе, едином и истинном Бoгe, моя приверженность и счастливое завершение моего конца.
И я умоляю тебя, чтобы ты удостоил привести меня на этот несказанный пир, где будешь ты с Сыном твоим и Святым Духом.
Со святыми твоими ты есть истинный свет, полное изобилие, вечная радость, веселье и совершенное счастье.
Во имя Господа нашего Христа.
Аминь.

Пьер Абеляр «Да и Нет»

«Известно ведь, что и сами пророки, иногда, были лишены благодати пророчества, но, так как они верили, что имеют дух пророчества, кое-что из того, что говорили произносили своими устами ложно. И это было допущено для сохранения в них смирения, а именно, чтобы они правдивее познавали, каковыми они являются благодаря духу божьему, а каковыми – благодаря собственному, и что они обладают духом божьим (когда обладают), не могущим ни лгать, ни быть обманутым, в качестве дара... Итак, когда известно, что даже сами пророки и апостолы не были совсем чужды ошибок, что же удивительного в том, если в столь многочисленных писаниях святых отцов иное, по вышеуказанной причине, кажется произнесенным или написанным ошибочно? И не следует обвинять святых, как бы уличенных во лжи, если, думая об чем-либо иначе, чем это есть на самом деле, они утверждали что-либо не по двоедушию, но по незнанию. Не следует приписывать злому умыслу или считать за грех все, что говорится для некоего назидания по причине любви, так как неизвестно, что у господа все рассматривается в зависимости от намерения, согласно тому, как написано: "Если глаз твой будет прост, все тело твое будет светлым"; поэтому и Блаженный Августин, рассуждая о церковной дисциплине, говорит: "Имей любовь и делай, что хочешь"».