Опера "Евгений Онегин". Действие 1. Картина 1. Квартет

 

            Квартет Татьяны, Ольги, Ленского  и  Онегина в I действии (пятая картина) оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».

            До этого  момента первая половины картина содержала экспозицию всех женских персонажей. Вторая половина – экспозиция мужских образов – Ленского и Онегина. Первые учтивые реплики, которыми обмениваются Ларина-мать с прибывшими гостями (Ленский и Онегин) – это своего рода вступление к квартету, в котором впервые обрисовываются взаимоотношения главных  героев оперы. Внимание Онегина сразу же привлекает «та, которая грустна и молчалива, как Светлана», то есть Татьяна (Чайковский оставляет эту Пушкинскую аллюзию на В. А. Жуковского, у которого Светлана - героиня одноименной баллады: «Молчалива и грустна/ Милая Светлана»). Онегин подтрунивает над Ленским за его выбор, но Ленский, преисполненный счастья при виде невесты (Ольги), только нетерпеливо отмахивается от поддразниваний приятеля, пылко рассуждая о различии характеров и вкусов. 

            У сестер тоже различные состояния: Ольгу забавляет мысль о плетнях, которые подымут соседи по поводу неожиданного гостя. Татьяна же захвачена новым для нее чувством: Онегин – тот, кого она втайне ждала в своих мечтах: «Я дождалась, открылись очи! Я знаю, знаю это он!».

 

© Александр МАЙКАПАР