Тема урока «Пустыня знакомая и незнакомая»

 

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности.

Задачи:1) содействовать формированию представления о пустыне как о природном комплексе;

2) содействовать развитию умения выделять главное, сравнивать, анализировать, развивать воображение;

3) содействовать формированию умения у школьников работать с картой;

4) содействовать развитию рефлексии деятельности;

5) содействовать формированию коммуникативных качеств.

Оборудование: атласы «География России» 8-9 классы для двух групп, тексты из произведения А.Экзюпери «Планета людей» для третьей группы и из хрестоматий -- для четвертой группы, мультимедийный проектор со слайдами к уроку, экран, рисунки, чемодан, магниты. Презентация к уроку.

 

Ход урока:

Учитель: Добрый день! Я рада вас видеть сегодня на уроке и надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.

Длинной, холодной зимой всегда хочется чего-то теплого, яркого, необычного. И таким необычным может быть путешествие в поисках неизвестного.

Есть два разряда путешествий:

Один -- пускаться с места в даль,

Другой -- сидеть себе на месте,

Назад листая календарь.

Взяла я календарь, открыла его и увидела фрагмент карты. Время не пощадило страницы. Можно было только прочесть… (показывает на карте слово).

Ученики: Кума (ударение на второй слог, по ассоциации с названием поселка в нашем районе).

Учитель: Сначала у меня, как и у вас, мелькнула мысль, что это…

Ученики: Поселок Кума.

Учитель: Но посмотрите внимательно на карту. Это очертания нашего района?

Ученики: Нет.

Учитель: Тогда попробуйте определить, какой это регион и какие крупные географические объекты здесь изображены.

Ученики: Каспийское море, река Волга, дельта Волги, Прикаспийская низменность, гора Кавказ, река Кума.

Учитель: Только не Кума, а Кума (ударение на первом слоге). Путешественников всегда притягивала неизвестное. Может быть, здесь, на берегах реки Кумы мы встретим то, что уже знакомо нам, а также увидим то, с чем мы пока еще незнакомы (на доске в месте написания темы появляются слова «знакомая» и «незнакомая»).

Согласны ли вы отправиться в путешествие? Отправляясь в путешествие, поставим перед собой цель. Какова она? (Ответы учащихся.)

Учитель обобщает варианты ответов и на доске обозначает цели:

-- изучить ландшафт;

-- учиться применять знания в различных ситуациях.

Учитель: Пусть девизом нашего путешествия станут слова Михайло Ломоносова: «Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно».

(Учащиеся комментируют, что может подразумеваться под словами «велико и прекрасно».)

Учитель: Цель поставлена! Девиз есть! Что еще необходимо для путешествия? (Учащиеся отвечают.)

Учитель: Конечно, нужно разработать маршрут, подготовить снаряжение, получить информацию о районе путешествия.

Учитель: Чтобы подготовка прошла быстрее, каждая группа получает свое задание, а затем мы объединим результаты. При этом научимся терпению, уважению, мы в поисках совместного решения. (Эти слова появляются на доске в качестве третьей цели.)

Учитель: Первая группа разрабатывает маршрут путешествия, описывая природные зоны, через которые он будет проходить (карточка №1). Вторая группа определяет особенности климата местности по климатической карте (карточка №2). Третья и четвертая группы знакомятся с регионом по литературным источникам (карточка №3).

Учитель: Группы выполнили свою работу, результат которой мы отразим в схеме «паучок». Я предлагаю вам взять ручки и вместе со мной создать образ нашей незнакомки.

(Заполнение «паука», общий вид которого представлен ниже.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учитель: Как же зовут нашу незнакомку? (Выводит учащихся в случае затруднения на слово «пустыня» и записывает его в центре «паучка» и в теме урока.)

ПУСТЫНЯ ЗНАКОМАЯ И НЕЗНАКОМАЯ.

Ребята, она для вас незнакома или вы о ней что-то знали? (Значками ! и ? в «паучке» отмечают то, что знакомо и ново).

Учитель: Зная особенности пустыни, вы легко подготовите снаряжение. На доске 4 ряда рисунков -- для каждой свой. Вы должны из них выбрать те, которые возьмете с собой, и обосновать свой выбор.

Учащиеся по одному из группы выбирают предмет и обосновывают свой выбор. Учитель в случае неправильного выбора предлагает учащимся из других групп назвать свой вариант выбора.

Учитель: Вот теперь все готово. И мы можем отправиться в путь! Удачи! (Гул самолета, смена слайдов на экране.)

Первый кадр. Поселок Междуреченский, вид сверху. Скажем ему до свидания. Ну а чтобы время пролетело незаметно, 1-я группа, которая изучала маршрут, расскажет нам о том, что мы можем увидеть под крылом самолета.

Сменяются слайды с видом тайги (Западно-Сибирская равнина), смешанных лесов Урала, степи, пустыни, реки Волги (учащиеся называют зоны и объясняют, по каким признакам определили).

Учитель: В устье Волги среди песков находится «оазис» -- Волго-Ахтубинская пойма. Здесь для сохранения уникального животного и растительного мира в 1919 году был создан Астраханский заповедник. Только тут вы можете увидеть знаменитый цветок лотоса, именно здесь выращивают красные, сочные, ароматные, сахарные арбузы, помидоры.

(Слайд с изображением пустыни.)

(Слайд физической карты «Северный Кавказ и Поволжье».)

Учитель: Обратите внимание, что пустыни в России занимают небольшую территорию и протянулись от границы с Казахстаном до реки Терек.

(Слайд «Самолет над пустыней».)

Учитель: Полдень, температура в месте посадки +35, осталось всего 60 км до пункта нашего назначения. Нас уже ждут.

(Голос (из компьютера): «Просьба пристегнуть ремни. Наш самолет совершает вынужденную посадку». Голос: «Просьба всем быстро покинуть самолет». Учащиеся выходят к доске.)

Учитель: Мы должны принять решение: оставаться и ждать помощи или идти к пункту назначению. Если вы не определились с выбором, можете остаться посредине и выслушать аргументы каждой группы, после чего присоединиться к одной из них.

Учитель: А теперь каждая группа приводит доводы в пользу своего решения. Если эти аргументы вас убедили, вы можете перейти (учащиеся совместно с учителем разбирают варианты выбора).

Учитель: Да, я согласна, что надо остаться. И пока нас ищут, я надеюсь, что это произойдет быстро, предлагаю вспомнить цели нашего путешествия (учащиеся возвращаются к целям и обосновывают их достижение).

Что вы о ней узнали нового? (Учащиеся отвечают.)

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вам дважды пришлось принимать решение. Помогли ли в этом вам знания о пустыне? (Заслушиваются ответы учащихся.)

Учитель: В успешном достижении поставленных целей нам помогло то, что мы учились терпению, уважению в поисках совместного решения. У каждого из вас сложился свой образ пустыни. Но люди, побывавшие в пустыне, говорят: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни. Ты -- сама жизнь. Ты -- величайшее в мире богатство». О чем эти слова?

Ученики: О воде.

Учитель: А можете ли вы доказать что вода -- это жизнь? (Группа, работавшая с текстом А.Экзюпери, приводит пример того, как путешественники получали скудные капли воды с помощью парашюта; другая группа говорит о приспособлении животных и растений пустыни).

Учитель: Именно благодаря воде весной, когда идут кратковременные дожди и тает снег, происходит чудо: пустыня зацветает. Огромное море красных маков. Правда, через день они завянут, так как все растения -- эфемеры (поясняет). Это то, что, наверное, вы не знали о пустыне.

Исследовав, мы увидели, что пустыня может быть не только сухой и безжизненной, но и прекрасной. И в этом -- величие природы (обращает внимание с помощью жеста на эпиграф).

Сегодня наше путешествие не закончено, но я надеюсь, что вам удастся побывать в разных уголках нашей страны, и вы увидите, насколько велика и прекрасна природа и вспомните слова:

А нам природа -- мать.

Она отдаст нам все.

Бери, но не уродуя

Извечной красоты

Для суетных затей.

Учитель благодарит ребят за урок, прощается с ними и предлагает взять памятки о том, как вести себя в экстремальных ситуациях природного характера (приложение 2), и выполнить домашнее задание (приложение 3)

Приложение 1

Карточка №1

1) начертите маршрут;

2) определите, через какие природные зоны проходит маршрут и запишите в таблице;

3) запишите отличительные растительные особенности каждой природной зоны;

4) создайте презентацию.

Название природной зоны

Отличительные особенности

(форма рельефа, растительный мир)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №2

1) откройте климатическую карту, определите климатические особенности п.А и заполните таблицу;

2) воспользуйтесь информацией из Интернета и найдите особенности погоды г.Лагань и климата пустынь Прикаспийской низменности.

 

Показатели

Словесная характеристика

 

 

 

 

 

 

Количество осадков

 

 

Испаряемость

 

 

 

Климатическая область

 

 

Климатический пояс

 

 

 

Карточка №3

1) прочитайте отрывки из «Планеты людей» А.Экзюпери;

2) подчеркните словосочетания, характеризующие особенности данного ландшафта (в переводе с немецкого «местность»);

3) назовите особенности климата

Песчаная гладь, невысокие холмики, редкие мазки зелени…

Идем, волоча ноги по песку, чтоб оставался след -- путеводная нить, которая потом приведет нас обратно к самолету. Зной усиливается. Сверкающая белизна слепит, жжет глаза. На горизонте игра света воздвигает новые миражи. Влажность воздуха держится на сорока процентах. И жизнь улетучивается, как пар. Говорят, что без питья можно продержаться только девятнадцать часов. Пройдет двадцать часов, перед глазами вспыхивает яркий свет -- это начало конца: жажда бросается на вас и разит, как молния…

Воздух лишен водяных паров, земля быстро отдает тепло. Становится очень холодно. Кровь, густея без воды, едва течет по жилам, леденящий холод пронизывает меня, и это не просто холод ночи. Меня трясет, зуб на зуб не попадает. Странно, что только делает с человеком жажда!

Ночью ветер налетает на меня, точно конница в чистом поле. Замерзаю.

Рою в песке яму, ложусь, засыпаю себя песком…

Из обломков разбитого крыла сложили большой костер. Приготовили бензин. Благоговейно смотрим, как пылает среди пустыни наш сигнальный огонь.

На рассвете тряпкой собрали с уцелевшего крыла немного росы пополам с краской и маслом. Мерзость ужасная, но мы выпили.

Разрезали парашют на треугольники. Разложили их на песке и придавили камнями, наутро выжали все это тряпье в бак из под бензина, набирали немного росы.

Карточка № 4

1) прочитайте отрывок;

2) подчеркните словосочетания, характеризующие особенности данного ландшафта (в переводе с немецкого «местность»);

3) назовите особенности климата и животного и растительного мира.

Летом пески полны жизни и кажутся настоящим оазисом. Этим они обязаны свойству своих песчинок впитывать каждую каплю влаги и не отдавать её обратно в атмосферу.

В знойный летний день пески кажутся усталому путнику самым неуютным местом на свете. Кругом расстилается жёлтая холмистая равнина, поросшая по низинам травами с жёлтыми суховатыми стеблями. Неугомонный жаркий ветер несётся над песками, сдувая их и гоня перед собой. В душном воздухе реет тусклая взвешенная мгла, высокое солнце нестерпимо жжет. Всё кругом кажется серым, плоским и совершенно безжизненным.

Наступает вечер. Солнце скатывается к горизонту, ветер стихает. Небо становится кристально ясным. Каждая низинка наливается прохладой, свежестью.

Недавно, в жару, почти все ползающие, бегающие и летающие существа отсиживались от зноя по норам, щелям, закопавшись в песок. Жучки паучки, личинки, мотыльки взлетают, начинаю прыгать, ползать по медленно остывавшему песку. В воздухе бесшумно проносятся какие-то птицы, стонут сычи, пронзительно кричат песчаные кулики.

Тушканчики, хомячки, мыши вылезают из своих нор.

Но вот на горизонте, блеснув первыми лучами, появляется солнце. Быстро поднимается, всё выше и выше, и начинает припекать. Ветер быстро заметает ночные следы, тень от предметов укорачивается, и начинается обычный знойный день.

На горячей земле -- пучки жесткой, колючей, запыленной травы. Местами лежат барханы сыпучего песка.

Сначала покажется, что не может быть ничего бесплоднее этой пустыни.

Жара и безмолвие. Песок зыбок, как морские волны: подул ветер, полетели песчинки, засыпали растение. А оно из верхних почек выбросит отростки и дальше растет. А животные нарочно утопают: чуть опасность -- в песок, жарко -- в песок.

Там, где песок не разбит копытами стад, пустыня покрыта травой, правда, редкой и сухой.

Попробуйте выдернуть из земли растение: за ним потянется длинный-длинный корень. И в этом сила жизни.

Памятка.

Как подавить страх в экстремальных ситуациях?

1. Успокойся, возьми себя в руки (счет, дыхательные упражнения).

2. Проанализируй ситуацию и выработай план действий.

3. Один из способов победить страх -- «перехитрить» самого себя.

Выполнить экстренные работы:

1. Оказать экстренную помощь или самопомощь, спасти необходимое снаряжение или имущество. Это следует делать в первые же минуты после аварии.

2. Совершенствовать и установить радиосвязь или подготовить сигнальные средства.

3. Подготовить временное укрытие.

4. Добыть пищу и воду.

Из предложенного перечня предметов выберите 5 наиболее важных, которые могут вам понадобиться в пустыне до получения помощи, и обоснуйте свой выбор.

 

Перечень жизненно важных в пустыне предметов

Карманный фонарик

Перочинный ножик

Авиакарта района

Плащ

Магнитный компас

Парашют красно-белого цвета

2 литра воды на каждого

Книга о съедобных животных пустыни

Солнечные очки

Одеяло

Карманное зеркало