Швабский мастер конца XV века. Дева Мария с избранными святыми. Конец XV века

Створчатый алтарь "Богоматерь со святыми" написан немецким мастером швабской школы конца XV века. Предположительно он находился в одной из церквей г. Ульма. По своей форме складной алтарь напоминает плоский створчатый шкаф с двусторонне расписанными дверцами и задней стенкой. Первоначально алтарь из собрания Радищевского музея был трехстворчатым. По праздникам он открывался, поэтому внутренняя сторона называется праздничной, а по будням был закрыт, и тогда прихожане видели его будничную (внешнюю) стороны. Еще до поступления в музей, в 1879 году складень был отреставрирован в Императорском Эрмитаже. Там была проведена традиционная для конца ХIХ века операция по переводу живописи с обветшалой доски на новое основание. Реставратор А. Сидоров "расслоил" двустороннюю живопись боковых створок и теперь мы одновременно видим и внешнюю, и внутреннюю части алтаря.

Праздничная часть алтаря изображает Богоматерь с предстоящими святыми девами. Дева Мария показана как Царица Небесная, под ногами ее луна, символизирующая целомудрие. Справа от Богоматери мы видим Святую Варвару с чашей для причастия, слева изображена Святая Доротея со своим атрибутом - корзиной с цветами и фруктами. На будничной стороне, слева - апостол Иаков Старший (Компостильский) с атрибутами странничества - посохом и раковиной. Справа - в облачении епископа, с книгой и жезлом - Святой Валентин, странствующий епископ I столетия. Он наделялся способностью исцеления от эпилепсии, поэтому у его ног изображены больные. Символическое значение имеет каждая деталь изображения. Кораллы, пион, примула наделялись свойством оберега. Водосбор символизировал святой дух, ландыш - чистоту и непорочность, фиалка - христианскую покорность и смирение, клевер - Троицу.

Каждый цвет, используемый в картине, несет важную смысловую нагрузку. Красный - цвет крови, страданий. Также красный (пурпурный) и голубой - цвета Богородицы как царицы Небесной. Зеленый - цвет избранности, надежды, белый - чистоты и непорочности. Сочетание красного, голубого, зеленого символизирует Троицу. Золотой цвет - символ святого и небесного, в качестве фона означает реально невидимый, неподдающийся изображению божественный свет. Золото - источник света, оно "светоносно", поэтому занимает в средневековой иерархии цвета высшее место. Драгоценные камни, украшающие головные уборы святых, тоже, как и золото, считались источником божественного света.

Внешние и внутренние части алтаря выполняли совершенно разные задачи. Внутренняя часть передает ощущение таинства, чуда Явления Богоматери. " И явилось на небе великое знамение - жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна, и на голове ее венец из 12 звезд."(Откровение Иоанна Богослова). Мария в голубом плаще с красным подбоем стоит на полумесяце, языки пламени, символизирующие солнце, охватывают ее фигуру. И сама фигура Марии изгибается подобно язычку пламени - позднеготическое искусство часто называют "стилем пламенеющей готики". Два ангела надевают на голову Марии корону царицы небесной, жезл в ее руке - знак царской власти.

Все женские фигуры - и Девы Марии, и Святых Доротеи и Варвары, изображены в легком S-образном изгибе и вместе образуют единую, замкнутую композицию. Золотой фон, объединяющий три внутренние створки, подчеркивает неземной и торжественный характер изображения.

В рисунке внешних створок преобладают прямые линии - вертикальные, горизонтальные, диагональные. Они имеют не золотой, а бледно-зеленый фон, который не усиливает, в отличие от золота, а, наоборот, смягчает контраст насыщенно-зеленого и красного цвета одежд святых. Изображения на внешних створках проще и обыденнее, ведь внешняя сторона служила введением к праздничной внутренней части, своей подчеркнутой скромностью и простотой оттеняя ее торжественность.

Справочная информация

Атрибут (лат. attribuo - придаю, наделяю) - в изобразительном искусстве постоянный вещественный признак персонажа, служащий для его опознания и указывающий на его аллегорическое или символическое значение.

Готика - (от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готтов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы в середине XII - XV веках. Термин "готика" был введён итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося "варварским". Готическое искусство является по преимуществу культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с "высшими" иррациональными силами. Отсюда символико-аллегорический способ мышления в готике и черты условности в её художественном языке. Ведущим типом в эпоху готики стал собор как высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (представленной в готике преимущественно витражами). Огромное, несоизмеримое с человеком пространство собора, устремление к небу его башен и сводов, подчинение статуй динамическим архитектурным ритмам, ирреальное свечение витражей оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующих. Напряженный эмоциональный строй готического искусства непосредственно создаётся устремлённостью фигур, их лёгким S-oбразным изгибом и остро выразительным ритмом драпировок (в скульптуре и живописи), беспримерной интенсивностью и глубиной цвета (в живописи, и, особенно, в витражах).

Святая Варвара - христианская мученица I столетия, обезглавленная своим отцом-язычником. Почиталась как покровительница многих ремесел. Ее легенда была источником для многочисленных поэтических сочинений и театрализованных представлений. Чаша для причастия - один из ее постоянных атрибутов.

Святая Доротея - христианская мученица III столетия. По легенде судья, издеваясь над ней, разрешил ей помолиться перед казнью, чтобы ее небесный жених (Христос) прислал для него цветы и фрукты из своего сада. По ее молитве появился ангел, который передал ей корзину с цветами и фруктами.

Святой Иаков Старший (Компостильский) - один из двенадцати апостолов, брат Иоанна Богослова, пастырь первой христианской общины в Иерусалиме. Проповедник Евангелия, дошедший до Испании, почитался как покровитель странников. Изображался с посохом и раковиной - атрибутами странничества.

Святой Валентин - странствующий епископ, проповедовал в первом веке, умер в Тироле. Изображался в облачении епископа, с книгой и жезлом. Отличительный атрибут этого святого - калеки (больные эпилепсией) у его ног. Эпилепсия, по представлениям человека Средневековья, бесовская болезнь; излечение эпилепсии - изгнание бесов, и популярность святого Валентина в Германии в конце XV-XVI веках связана с общественными настроениями в Германии того времени - ощущением наступающего краха, жизненной нестабильности, отсюда усиление суеверий, страха перед окружающими человека злыми силами.

Сидоров Александр - реставратор, возглавлявший с 1871 г. отдел технической реставрации Эрмитажа. В первой четверти XIX века в Эрмитаже сложилась первая в России реставрационная мастерская с разделением реставрации на "механическую" и "художественную" части. В это время так называемая техническая реставрация становится основой всей реставрационной деятельности, и комплекс операций по укреплению живописной основы разрабатывается во всех европейских странах. В России методика перевода живописи на новое основание была разработана А. Ф. Митрохиным. В процессе этой операции Митрохин и его ученики сохраняли авторский грунт, однако во второй половине столетии, вслед за европейскими реставраторами они также удаляли авторский грунт, а на новую основу переносили только живописные слои, при чем такой метод считался еще более виртуозным. Так как такие операции относились к наиболее ответственным, то исполнявшие их мастера ставили на оборот свою подпись. Большинство переводов в истории эрмитажной реставрации связаны с именами трех братьев Сидоровых. Самым искусным из них считался Александр Сидоров. Среди нескольких сотен эрмитажных картин, переведенных им на новое основание, произведения Рафаэля, Леонардо да Винчи, Корреджо, Тенирса, Рубенса.

Створчатый (складной) алтарь: Аltar (altare, altaria) лат: возвышенный жертвенник; возвышение), обобщающий термин для обозначения священного места принесения жертвы богу. В христианском храме собственно алтарем является стол (менза), за которым находится образ - центральная створка (короб) и раскрывающиеся боковые створки. Сверху и снизу короб обрамлен навершием и подножием (пределлой). Первые складные алтари, возникшие в эпоху раннего средневековья, были, как правило, резными. По праздникам створки открывались, а в будни были закрыты. В период позднего средневековья резьба по дереву постепенно вытеснялась живописным изображением. Сначала живописной становится только внутренняя часть алтаря, а внешние створки остаются резными, затем резьба на внешних створках заменяется живописным изображением. В Европе форма складного алтаря была распространена более всего в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах в конце XV-начале XVI веков. Художественный стиль - устойчивое единство образной системы и выразительных средств, характеризующее своеобразие: крупной художественной эпохи; отдельного направления в искусстве, манеры отдельного художника.

Швабия - исторически сложившаяся область на юго-западе Германии. С XIV века ее художественным центром становится г. Ульм. В знаменитом кафедральном соборе Ульма находилось около 60 створчатых алтарей.

Савицкая Т.Е.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева