Фома Аквинский

О занятиях наукой

Среди всех стремлений человеческих стремление к мудрости самое совершенное, самое возвышенное, самое полезное и самое приятное.

Оно самое возвышенное, ибо через него человек, который все совершает в мудрости, преимущественно приближается к подобию божественного…

Оно самое полезное, ибо через самую мудрость достигается царство бессмертия. Оно самое приятное, ибо «не имеет горечи сбережение ее и не докука жизнь с нею, а веселие и радость».

 

Из «Суммы теологии»

Был ли человек сотворен в раю? Считается, что человек был сотворен в раю. Ангел ведь был сотворен в месте своего обитания. Но рай до грехопадения был местом, предназначенным для пребывания людей. Следовательно, надо думать, что человек был сотворен в раю.

Далее, другие животные сохранились в месте своего происхождения, как, например, рыбы в воде и земные животные на земле, из которой они созданы. Человек же содержался в раю... Следовательно, он должен был быть создан в раю.

Далее, женщина была создана в раю. Но мужчина много достойнее женщины. Следовательно, мужчина тем более должен был быть создан в раю.

Но против – то, что говорится в книге «Бытия», глава II: «И взял Бог человека и поселил его в раю».

Отвечаю: надо сказать, что рай был местом, приличествующим для обитания человека по отношению к непорочности первоначального состояния. Непорочность же эта принадлежала человеку не по природе, а по сверхъестественному дару Божию. Следовательно, для того чтобы это считалось заслугой божественной милости, а не человеческой природы, Бог сотворил человека вне рая, а потом поселил его в раю, чтобы он обитал там на всем протяжении животной жизни, потом же, когда бы он перешел к духовной жизни, он должен был быть перенесен на небо.

Следовательно, по первому пункту надо сказать, что рай есть место, приличествующее природе ангелов, и потому они там сотворены. И подобным образом надо сказать по второму пункту, ибо эти места подходят животным сообразно их природе. По третьему пункту надо сказать, что женщина была создана в раю не вследствие своего достоинства, а вследствие достоинства того элемента, из которого было создано ее тело.

Ответьте на вопросы:

  1. В чем Фома Аквинский видит смысл изучения наук? **Предположите, как ответили бы на этот вопрос ученые в наши дни: как бы они обосновывали «возвышенность, полезность и приятность» изучения наук?
  2. **На примере отрывка из «Суммы теологии» объясните, как строилось рассуждение в средневековой схоластике (уточните в словаре значение этого слова)?