Григорий Григорьевич Мясоедов

(1834-1911)

       Мясоедов, старейший из передвижников, начал с бытового жанра, однако на протяжении всей своей жизни обращался к историческим композициям и портрету, а в конце жизни посвятил себя и пейзажу.
       Григорий Григорьевич Мясоедов родился в селе Паньково Тульской губернии и принадлежал к старинному дворянскому роду. По отзывам современников он отличался начитанностью, острым языком, оригинально и парадоксально мыслил, часто бывал ироничен и саркастичен, пользовался репутацией «прямого и честного человека». Мясоедов оставил интересные письма и яркие воспоминания. раскрывающие его деятельную личность и путь в искусстве, а также освещающие важные страницы истории русской художественной культуры 19 столетия. В молодости Мясоедов писал стихи, в зрелом возрасте - маленькие рассказы, которые публиковал в газетах и журналах. После А.А.Иванова, В.Г.Перова и, И.Н.Крамского его называли художником-писателем. Но главным делом своей жизни он считал борьбу за отстаивание идеалов передвижничества.
       В 1853 году он поступил в Академию Художеств, порвав отношения с родительским домом. Лишившись материальной помощи отца, начинающий художник жил в острой нужде, перебиваясь случайными заработками. Портрет отца, написанный с натуры в 1857 году студентом Академии Художеств примирил отца с сыном.
        В 1861 году получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых в доме помещика». В 1862 году Мясоедов окончил АХ по классу исторической живописи, получив большую золотую медаль за композицию “Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе” и право пенсионерской поездки.
       В 1863 году Мясоедов уехал в Италию, посетил Германию, Бельгию, Швейцарию, работал в Париже, Испании. В Риме занимался в частной Академии, исполнив серию натурных этюдов, в которых с увлечением разрабатывал световые рефлексы («Испанец»). В 1867 году он поселился во Флоренции, познакомился с семьей опального А.И.Герцена, с литературоведом А.Н.Веселовским, там же активно общался с семьей Н.Н.Ге, ставшим его другом на многие годы. На родине Данте он исполнил картину на сюжет «Божественной комедии» «Франческа да Римини и Паоло да Паоленто». Вернувшись в Россию в Москву в 1869, написал картину «Заклинание», за которую получил звание академика.
       В конце 1860-х годов Мясоедову пришла идея организации Товарищества передвижников. В течение долгого времени именно Мясоедов, будучи властным и энергичным человеком, занимал руководящую роль в ТПХВ. Он стал автором первого устава ТПХВ и оставался бессменным членом правления в течение сорока лет. Выступая новатором в молодости, в старости он превратился в неуживчивого, желчного, озлобленного старика, в жесткого и консервативного охранителя старых представлений об искусстве, никак не желавшего признать творчество молодых, в частности А.И.Куинжди, И.И.Левитана, М.В.Нестерова и тд.
       Обретение самостоятельного подхода к окружающей жизни пореформенной России, нахождение собственной темы заявило о себе в одной из лучших картин Мясоедова - «Земство обедает». Показанная на 2-ой ТПХВ, она принесла успех художнику. В картине отсутствовало прямое противопоставление имущих и неимущих земцев, однако вывод выходил сам собою. Множество подробностей и «говорящих деталей», которые зритель постепенно открывал в композиции, складывались в серьезную картину, раскрывающую извечную несправедливость существования бедных и богатых. В картине можно считать реализованной главную задачу передвижнического реализма – «стремление к реальному и повседневному», отмеченному В.В.Стасовым, а также стремление к остросоциальному и злободневному.
       В довольно короткий срок Мясоедовым была написана картина «Чтение положения 19 февраля 1861 года». Спустя некоторое время после создания картины художник в одном из писем пояснил свою задачу: «В «Чтении положения», кроме самого факта, который изображен, я хотел подчеркнуть и то, что долго униженный человек боится слова свобода и дерет в овин, если его услышит, или, вернее, чтобы его услышать, а на людях боязно». Известно, что Мясоедову позировали сами крестьяне, «натура давалась трудно, - позднее признавался художник, - рабочая пора, никто не идет [позировать – Т.Ю.]». Он довольно серьезно относился к психологической характеристике своих персонажей и, прежде чем вводить их в картину, подолгу беседовал, интересуясь судьбой каждого. Во время работы над картиной Мясоедов читал историю пугачевского бунта, по-видимому, относясь к своей картине и как к исторической композиции «из недавнего прошлого», ведь со времени отмены крепостного права прошло более 10 лет.
       В 1876 Мясоедов переселился на хутор близь Харькова и, по собственному выражению, занялся садоводством и огородничеством. Обычно с этого момента отмечают начало спада в его творчестве. Меняется отношение художника к крестьянской жизни, слабеют критические интонации. Сочувствие, душевная боль, а подчас и драматизизация деревенской жизни звучат в его произведениях. Более всего, Мясоедова привлекали темы, раскрывающие народные поверья и традиции. В картине «Опахивание» изображен древний языческий обряд, защищающий скотину от болезни и смерти. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето. В 1882-1884 Мясоедов, работая над историческим полотном «Самосожжигатели», изобразил момент самосожжения иступленных фанатиков-староверов в горящей избе, придав сцене несколько театрализованный характер.
       В целом жанровые произведения художника, однотипны по композиции, тяготеют к многолюдности, статичны и лишены какого-либо активного действия. Персонажи группируются в центре картины в замкнутый круг или полукруг и всякий раз выделяются световым потоком. Среди жанровых картин Мясоедова особое место в его творчестве занимает картина «Земство обедает», которая отличается новизной сюжета, лаконичным и смелым композиционным решением, являясь самым удачным произведением в творчестве художника и одним из показательных произведений бытового жанра в истории русского искусства второй половины Х1Х века.
       В 1880-е годы параллельно с картинами бытового жанра Мясоедов работал над пейзажами. Он исполнил картину «Дорога во ржи», построенную на принципах тональной живописи и имевшую некоторые переклички с картиной Шишкина «Рожь». Это – среднерусский пейзаж с удаляющейся по меже одинокой фигурой странника, который предшествовал большому жанрово-пейзажному программному произведению «Косцы». В 1880-е пейзажи Мясоедова пользовались признанием публики. Он избирал простые обыденные мотивы, неброские виды южного Крыма. Среди этюдов встречались и марины. Симптоматично высказывание взыскательного П.М.Третьякова: «В пейзажах Мясоедова есть много интересного…».
       В конце 1880-х Мясоедов поселился на Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом, в живописном предместье Павленки, где проводил летние месяцы. А осенью и зимой выезжал в Крым. Одной из последних его работ стала картина «Зреющие нивы», пейзажная по существу, в которую включен жанровый мотив с возом сена. В 1890-1900 в его произведениях появились влияния салонной живописи, зазвучали сентиментально-слащавые интонации. («Пушкин и его друзья слушают Мицкевича в салоне Волконской», 1907)
       Нельзя не отметить, что художник также много работал в графической технике, создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве, там же организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, увлекся «вегетарианской ересью». Как и многие передвижники, чей расцвет пришелся на 1870-1880-е годы, Мясоедов в 1890-е пережил кризис, сознавая, что его время безвозвратно ушло. В эту пору Мясоедов более всего работал в пейзаже, находя в нем отдохновение, как впрочем, и в музыке. Незадолго до смерти он собирался исполнить три больших картины под единым названием «Святая Русь».
       Среди современников Мясоедова выделяла страстная любовь к музыке, которую он пронес через всю жизнь – он умел и любил играть на скрипке, альте, и рояле, иногда пел. Любимыми композиторами его были классики: Гайдн, Моцарт, Бетховен, Глинка, Шуман. В зрелые годы по свидетельству близко знавших его людей именно в музыке «он находил отдых и забвение от своих дум, от наступавшего разлада с жизнью». В середине 1850-х он познакомился с молодым композитором Ц.А.Кюи, (который посвятил начинающему художнику один из своих романсов), с М.А.Балакиревым, с А.Н.Серовым, затем с М.П.Мусоргским, Н.А.Римским-Корсаковым, со В.В.Стасовым, П.И.Чайковским. В 1880-е он много общался с В.М.Гаршиным, часто встречался с Л.Н.Толстым, был дружен с В.Г.Чертковым, В.Г.Короленко, частный гость на собраниях Д.И.Менделеева, бывал в доме А.П.Чехова. Его горделивая, умная, живая и энергичная натура запечатлена на портрете И.Е.Репина.
       Мясоедов умер в 1911 г. в своем имении Павленки близ Полтавы.