24. Вещества, составляющие пищу. Источники пищи.

У: Что такое пища?
Егор: Природные вещества.
У: Ты ешь камни?
Д: Вещества животных, растений, грибов, бактерий, то есть мы используем в пищу вещества всех четырех царств живых существ. Примеры (корова – говядина - животное, рыба, креветки, моллюски – тоже животные, крупы, мука, сахар – растения, грибы, бактерии – в сыре, в кефире…).
У: Какие вещества есть в пище? Прочитаем на этикетках под названием «пищевая ценность»: белки, жиры, углеводы.
Ученики читают записи на этикетках. Вместе с учителем они заполняют заготовку для схемы состава пищи, которую им раздали.

схема

У: Углеводы (это название) – вещества, которые при сгорании превращаются в углекислый газ и воду. Используются для получения энергии. Углеводы – это сахар, крахмал…. И др.
Ученики, работая с этикетками, называют продукты, в составе которых много углеводов. Это хлеб, картофель, крупы, сладости.
Учитель сообщает, что жиры также используются для получения энергии, причем энергетическая ценность жиров – выше, чем углеводов. Ученики вспоминают опыт по сжиганию хлеба и масла. Учитель рассказывает, что запасается энергия в теле, в основном, в виде жиров.Ученики перечисляют продукты, в которых содержится много жиров: подсолнечное и сливочное масло, шоколад, сыр, колбасные изделия.
У: В какой пище преобладают какие вещества?
Ученики в группах анализируют условные «этикетки».
Выводы:
Углеводов много в растительной пище (хлеб, крупы, картофель…) и в сладостях.
Жиров много в животной пище (мясные, молочные продукты, рыба), в растительном масле.
Белков много в мясных, молочных, рыбных продуктах и в бобовых (горох, фасоль, бобы).

А для чего же используются белки? И чем белки отличаются от жиров и углеводов? Учитель предлагает посмотреть еще один опыт.