Одна из наиболее известных скульптурных групп – "Лаокоон" была создана греческими скульпторами приблизительно в I в. до н.э. Эта группа является иллюстрацией к мифу о Троянской войне. Жрец Аполлона Лаокоон пытался предупредить своих соотечественников-троянцев, чтобы они не вводили в Трою огромного деревянного коня, оставленного греками у ворот города. Он был убежден, что это какая-то военная хитрость, придуманная Одиссеем. Но троянцы не послушались жреца, и последующие события подтвердили правоту Лаокоона – ночью из тела коня вышли греческие воины, открыли ворота города для остального войска – и Троя пала.

Лаокоон же погиб не от рук греков. Вскоре после того, как Троянский конь был ввезен в город, из моря выползли два огромных змея, которые бросились на двух сыновей Лаокоона, обвили их и стали терзать зубами их тела. Отец бросился на помощь, но погиб вместе со своими сыновьями от змеиного яда.

По свидетельству Плиния скульптурная группа "Лаокоон и его сыновья" была выполнена древними скульпторами с острова Родос – Агесандром, Полидором и Афинодором. Скульптура выполнена с непревзойденным мастерством. Каждый мускул Лаокоона напряжен, все члены его тела извиваются в нечеловеческом страдании, судорожно искаженные черты лица, открытый в безмолвном крике рот никого не могут оставить равнодушными.

Скульптурная группа случайно была обнаружена в окрестностях Рима в конце XV века итальянским крестьянином Феличе Фердисом. Найденную скульптурную группу приобрел Папа Римский Юлий II. Она была реставрирована учеником Микеланджело Монторсолли. Популярность скульптурного памятника была необычайно высока. В 1515 году французский король Франциск I потребовал у папы Льва X эту скульптуру (и только ее) в качестве контрибуции после победы при Марияньяно, но папа отдал ему только копию, выполненную скульптором Б. Бандинелли. В 1796 году Наполеон Бонапарт все-таки вывез скульптуру в Париж, где она и находилась в течение девятнадцати лет.

Сейчас "Лаокоон" является жемчужиной скульптурной коллекции Ватикана.