ЗАЛ 36.

РОССИЯ В ЭПОХУ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I. САМОДЕРЖАВИЕ И ОБЩЕСТВО

 

Драматические обстоятельства начала правления Николая I (1825-1855) выявили многочисленные проблемы, доставшиеся от предыдущего царствования. Гарантии от новых потрясений виделись в защите и укреплении просвещенного самодержавия, опирающегося на традиции русской государственности – «православие, самодержавие, народность» – идеи, воспринятой от Н.М. Карамзина. В то же время Николай I не исключал проведения и постепенных реформ, только «без сильных поворотов» и без вмешательства общественной инициативы, все свое правление не оставлял надежды «приспособить» бюрократическую систему к процветанию России. «Я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания свода законов и уничтожение крепостного права», – выражал свои намерения Николай I при начале правления.

К концу 1830-х гг. был разрешен аграрный кризис, проведена реорганизация центральных органов власти, систематизация законов. Введение покровительственных тарифов и денежная реформа оживили рост промышленности и торговли. Крепостное право замедляло экономическое развитие страны, сдерживало высвобождение рабочих рук для нужд производства. Девять «секретных» комитетов занимались разработкой проектов, «процессом против рабства». Было введено более ста указов, направленных на улучшение положения крепостных. С позиции государственной опеки проводилась и реформа государственных крестьян. Но боязнь волнений и различие позиций в среде сановников и дворянства останавливали правительственное «дело» освобождения крестьян.

Меры в области образования и просвещения были также проникнуты государственной заботой. Министерство народного просвещения стремилось поднять научный уровень преподавания, развить систему профильных учебных заведений, дать «перевес отечественному воспитанию над иноземным». Московский университет, отметив в 1855 г. столетний юбилей, стал «хромом русской цивилизации», общенациональным центром образования, просвещении, науки и культуры. В России действовало 7 университетов, было открыто несколько институтов, готовящих инженеров, педагогов, юристов, специалистов строителей, ветеринаров.

Последовательно проводился принцип служения искусства государству. Академия художеств подчинялась министерству Двора, и император лично контролировал процесс обучения воспитанников. За государственный счет многие молодые художники отправлялись за границу совершенствовать свое художественное образование. По возвращению на родину художникам поручались крупные правительственные заказы, например, храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, ставшие символами возрождения национального стиля в архитектуре.

В 1830-1840-е гг. плодотворно развивалась русская общественная мысль, сформировались два основных идеологических течения – славянофильство и западничество, поставившие перед обществом проблему взаимодействия России и Запада. В московские гостиные съезжалась интеллектуальная элита послушать спорящих «друзей-противников» о судьбах Отечества и путях его развития.

Горячий отклик у читающей публики вызывали произведения русских писателей, отвечавшие новым общественным запросам. Актуальная в то время мысль об общественной значимости писателя, его ответственности перед Отечеством выразились во взволнованном обращении Н.В. Гоголя: «Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..»

Между тем в европейской среде, особенно в публицистике, нарастали антирусские настроения против «фасадной империи, где отрицаются частные интересы, но крепнет государственная мощь и желание вмешиваться в международные дела». Еще с 1814 г. Западу виделся политический реванш.

В 1848 г. по Европе прокатилась волна революций. Угроза проникновения их в Россию привела к усилению охранительных мер: последовало закрытие ряда изданий, был введен очередной «чугунный» цензурный устав, усилился надзор за студентами, пресекался свободный выезд за границу. По оценкам многих современников, последовало «мрачное семилетие», углубившее разрыв между интеллектуальной элитой и властью. Но именно в последние годы, под влиянием военных поражений, Николай I завещал наследнику трона разрешить коренную российскую проблему – проблему крепостничества: «Гораздо лучше, если это произойдет сверху, нежели снизу».