ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

______________________________________________________________________

 

Кафедра Теории и методики обучения физике

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ МОДУЛЯ:

«Методика изучения кинематики в курсе физики средней школы»

Дисциплины «Теория и методика обучения физике»

 

Специальность: 032200  ФИЗИКА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

 

МОСКВА

2007

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Учебные цели и задачи работы

·  развитие у студентов ключевой, базовой и специальной профессиональной компетентностей в области методики обучения учащихся кинематике;

·  развитие у студентов информационной компетентности, связанной с использованием различных источников информации, а также ИКТ;

·  развитие у студентов исследовательской компетентности при разработке методологии исследования и проведении поисковой работы.

 

2. Методика самостоятельной работы над заданием

Следует выделить несколько основных этапов выполнения студентами курсовой работы:

-Изучение состояния проблемы исследования в теории и практике обучения, обоснование ее актуальности, окончательная формулировка темы курсовой работы на основе анализа литературы.

-Формулировка цели и задач курсовой работы.

-Изучение литературы и обоснование предложенных решений проблемы.

-Разработка конкретной методики.

 

3. Объем теоретической части

Теоретическая часть работы составляет примерно 30%. Она включает психолого-педагогическое обоснование практических решений поставленной проблемы,  в том числе использования ИКТ в обучении, а также развития у учащихся ключевых компетентностей.

 

4. Порядок выполнения расчетной и графической частей работы

Специфика курсовых работ по теории и методике обучения физике предусматривает описание конкретных методических рекомендаций. Поэтому практическая часть работы оформляется в виде сценариев уроков или других видов занятий с описанием каждого этапа и характера взаимодействия учителя и учащихся.

 

5. Методика анализа полученных результатов.

Поскольку курсовая работа в качестве обязательной части не включает педагогический эксперимент, то в заключении к ней следует представить выводы по теоретической части работы, в которой суммировать обоснования методики и выделить особенности методики.

 

6. Порядок оформления пояснительной записки к курсовой работе

Пояснительной запиской в данном случае может служить аннотация, в которой приводятся:

-тема работы,

-обоснование ее актуальности,

-предмет исследования,

-цель работы,

-задачи работы,

-методы решения задач,

-полученные результаты.

 

7. Время и место консультаций по работе

Консультации проводятся на кафедре в соответствии с графиком консультаций преподавателей кафедры

 

8. Порядок подготовки и защиты работы

К защите курсовой работы студент готовит текст выступления и необходимые средства наглядности (презентации, слайды, фотографии, рисунки и т.п.). Целесообразно провести предзащиту работы во время часов для консультаций.

Во время защиты перед комиссией из двух преподавателей, назначаемой заведующим кафедрой, студент представляет свою работу в течение 10 минут, затем ему задают вопросы. После этого выставляется оценка, которая комментируется.

Представляя работу, студент должен четко обосновать актуальность проблемы исследования, сформулировать предмет цель и задачи работы, описать методы решения задач, охарактеризовать полученные результаты. Во время защиты он должен продемонстрировать конкретные методические решения.

 

9. Тематика курсовых работ по модулю

1. Межпредметные связи физики и математики при обучении учащихся решению графических задач по кинематике.

2. Использование ИТ для проверки знаний учащихся по кинематике.

3. Использование лаборатории L-micro в эксперименте по кинематике.

4. Комплексное использования реального и компьютерного модельного эксперимента при формировании у учащихся понятия об относительности механического движения.

5. Формирование у учащихся информационной компетентности при изучении кинематики.

6. Использование справочных материалов, содержащихся в ЦОР при обучении кинематики (ЦОР по выбору студента).

7. Экспериментальные задачи по кинематике на компьютерных моделях.

 

10. Форма задания на курсовую работу, определяющая:

·  тему и исходные данные для работы;

·  перечень разрабатываемых вопросов;

·  перечень обязательного графического и другого иллюстративного материала;

·  консультантов;

·  план выполнения задания;

·  список рекомендованной литературы;

·  срок защиты работы.