ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

______________________________________________________________________

 

Кафедра Теории и методики обучения физике

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ МОДУЛЯ:

«Методика изучения кинематики в курсе физики средней школы»

Дисциплины «Теория и методика обучения физике»

 

Специальность: 032200  ФИЗИКА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

 

МОСКВА

2006

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рассмотрено содержание двух семинарских занятий. Занятия посвящены развитию базовой профессиональной компетентности студентов в области организации учебной деятельности учащихся, в частности их групповой работы, специальной профессиональной компетентности студентов  в области проектирования и конструирования уроков по темам «Равномерное движение» и «Равноускоренное движение», методики изучения уравнений и графиков различных видов движения; обучения учащихся решению задач по кинематике; созданию условий для продолжения развития у студентов специальной компетентности в области формирования у учащихся знаний о кинематике движения тела в поле тяготения, формирования представлений об идеальных моделях и границах их применимости.

 

СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 1

Тема: Методика изучения тем «Равномерное движение» и «Равноускоренное движение»

 

Продолжительность 4 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель

·  создание условий для развития у студентов базовой и специальной компетентностей в области методики изучения уравнений и графиков различных видов движения; обучения учащихся решению задач по кинематике; проектирования и конструирования уроков по темам «Равномерное движение» и «Равноускоренное движение»:

- формулировать задачи урока;

- обосновывать тип урока;

- обосновывать и разрабатывать структуру урока;

- отбирать методы, формы и средства обучения; в том числе использовать активные, личностно-ориентированные методы обучения, коллективную, групповую и индивидуальную формы обучения и их сочетание; цифровые образовательные ресурсы;

- разрабатывать содержание этапов урока

 

2. Вопросы, выносимые на обсуждение.

- уравнения равномерного и равноускоренного движения; координатно-векторный способ описания механического движения, применение его к решению задач по кинематике;

- роль графического метода в обучении физике и в обучении кинематике, в частности; место графического метода в кинематике; общие приемы обучения учащихся решению графических задач; роль и возможности ЦОР при обучении учащихся решению графических задач по кинематике;

- урок по теме «Равномерное движение» в основной и в средней (полной) школе;

- урок по теме «Равноускоренное движение» в основной и в средней (полной) школе;

- методика обучения учащихся решению вычислительных задач»;

-методика обучения учащихся решению графических задач по кинематике».

 

3. Перечень используемых технических средств.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

Набор «Механика» из комплекта по механике поступательного и вращательного движений для работы с компьютерной измерительной системой;

Прибор для демонстрации законов механики на воздушной подушке

 

Демонстрация равномерного и равноускоренного движений

Приборы из перечня оборудования школьного физического кабинета

 

ППС «Открытая физика»

ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 классы» (ООО «Кирилл и Мефодий»)

ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 классы» (ООО «Дрофа», ЗАО «1С»)

«Электронное издание «Физика. 7-11 классы» (ООО «Физикон»)

ИУМК Физика -10. Автор Шаповалов А.А.

Иллюстрация равномерного и равноускоренного движения, построение графиков, организация упражнений на построение графиков равномерного и равноускоренного движений

ЦОР, поставляемые НФПК

 

 

4. Рекомендации по использованию информационных технологий.

Программно-педагогические средства в данном случае используются, во-первых, при проведении демонстрационного компьютеризированного эксперимента по наблюдению и исследованию равномерного и равноускоренного движений; во-вторых, при обучении учащихся решению графических задач, исследованию графиков движения при изменении его характеристик.

 

5. Перечень тем рефератов и докладов к семинарам

1). Способы описания механического движения; координатно-векторный способ описания движения, его применение к решению задач (общее задание).

2). Графический метод в физике и в кинематике, графическое представление механического движения, обучение учащихся решению графических задач (общее задание).

3). Система вычислительных задач по теме «Равномерное движение» для учащихся основной и средней (полной) школы (групповое задание).

4). Система вычислительных задач по теме «Равноускоренное движение» для учащихся основной и средней (полной) школы (групповое задание).

5). Система графических задач по теме «Равномерное движение» для учащихся основной и средней (полной) школы (групповое задание).

6). Система графических задач по теме «Равноускоренное движение» для учащихся основной и средней (полной) школы (групповое задание).

7). Урок на тему «Равномерное движения» в основной и средней (полной) школе (групповое задание).

8). Урок на тему «Равноускоренное движения» в основной и средней (полной) школе (групповое задание).

 

6. Требования к содержанию и оформлению рефератов и докладов.

Результаты выполнения первого и второго заданий оформляются в виде рефератов (введение, основное содержание, заключение, список литературы). Результаты выполнения третьего, четвертого, пятого и шестого заданий оформляются в виде системы задач с формулирование целей обучения учащихся решению задач в рамках компетентностного подхода, обоснование подбора задач и с описанием основных положений технологии обучения учащихся их решению; при этом под описанием технологии подразумеваются описание методов, средств, включая средства новых информационных технологй, и форм организации деятельности учащихся. Результаты выполнения седьмого  восьмого заданий оформляются в виде конспектов уроков по соответствующим темам, структура которых была рассмотрена в курсе теории и методики обучения физике при изучении общих вопросов методики. Задания 3-8 выполняются в групповой форме; студенты выбирают уровень обучения, для которого составляется система задач и конспект урока. На семинаре осуществляется презентация разработок, выполненных каждой группой и их обсуждение.

 

7. Список рекомендуемой литературы.

1. Программы по физике для общеобразовательных учебных заведений.

2. Учебники физики для общеобразовательных учебных заведений.

3. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. /Под ред С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. М.: Издательский центр «Академия»,2000.

4. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы. /Под ред С.Е.Каменецкого. М.: Издательский центр «Академия»,2000.

 

СЕМИНАР (СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ) № 2

 

Тема: Методика изучения кинематики движения тела в поле тяготения

 

Продолжительность 2 часа

 

1. Учебная и воспитательная цель

·  создание условий для продолжения развития у студентов базовой компетентности в области организации учебной деятельности учащихся, в частности их групповой работы, и специальной компетентности в области формирования у учащихся знаний о кинематике движения тела в поле тяготения (формулировка задач изучения темы и целей уроков по теме, определение содержания уроков, методов, средств и форм обучения); формирования представлений об идеальных моделях и границах их применимости.

 

2. Вопросы, выносимые на обсуждение.

- методика изучения свободного падения;

- методика изучения кинематики движения тела в поле тяготения;

- методика обучения учащихся решению задач по теме «Кинематика движения тела в поле тяготения» (свободное падание, движение тела, брошенного под углом к горизонту, движение тела, брошенного горизонтально);

- контроль знаний учащихся по теме «Кинематика движения тела в поле тяготения».

 

3. Перечень используемых технических средств.

Наименование

Назначение

Характеристики

Примечание

ЦОР «Открытая физика»

 

Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту

ЦОР из комплекта, поставляемого НФПК

 

ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 классы» (ООО «Кирилл и Мефодий»)

Обучение решению задач по теме «Движение тела в поле тяготения»

ЦОР из комплекта, поставляемого НФПК

 

ЦОР «Электронное издание по дисциплине «Физика» для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ)» (ЗАО «1С»)

Контроль знаний учащихся по теме «Движение тела в поле тяготения»

 

 

 

4. Рекомендации по использованию информационных технологий.

Цифровые образовательные ресурсы используются при обсуждении всех вопросов, поставленных на семинаре. При этом возможны различные сочетания ЦОР и реальных демонстраций. В частности, при рассмотрении методики изучения свободного падения целесообразно продемонстрировать опыт с трубкой Ньютона, а при обсуждении методики изучения движения тела в поле тяготения использовать и реальный эксперимент и ЦОР. Обсуждение методики может быть организовано в виде деловой игры, подобно которой целесообразно организовать и обучение учащихся. В этом случае студенты разбиваются на три группы. Одна группа получает закономерности движения тела, брошенного под углом к горизонту, теоретически, другая, используя ЦОР «Открытая физика», третья – используя баллистический пистолет. Полученные результаты сравнивают между собой и обсуждают причины расхождения результатов реального и модельного экспериментов, а в связи с этим – границы применимости модели и направления ее уточнения. При обучении учащихся решению задач можно использовать ЦОР «Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 классы» (ООО «Кирилл и Мефодий»). При составлении контрольной работы по теме «Движение тела в поле тяготения» и обсуждении ее содержания могут быть использовано ЦОР ИУМК Физика- 10. Автор Шаповалов из комплекта, поставляемого НФПК.

 

5. Перечень тем рефератов и докладов к семинарам

1). Урок изучения нового материала по теме «Свободное падение» (общее задание).

2). Организация групповой работы при изучении движения тела, брошенного под углом к горизонту  (общее задание).

3). Система задач по теме «Кинематика движения в поле тяготения» (групповое задание).

4). Сравнительный анализ проверочных заданий по теме «Движение тела в поле тяготения», представленных в ЦОР (групповое задание)

 

6. Требования к содержанию и оформлению рефератов и докладов.

·  Результаты выполнения первого и второго заданий оформляются в виде конспектов уроков.

·  Результаты выполнения второго задания оформляются в виде системы задач с решением. Обоснование системы задач формулируется в виде требований. Кратко характеризуется методика обучения учащихся их решению, обосновывается место ЦОР в методической системе. таблицы по следующему плану: название элемента знаний, уровень его усвоения, деятельность, соответствующая данному уровню усвоения.

·  Результаты выполнения третьего задания оформляются в виде контрольной работы. При этом одна группа студентов разрабатывает тесты, другая традиционную работу, включающую задачи. Описывается структура контрольной работы, обосновывается место ЦОР и раскрывается методика их использования.

 

7. Список рекомендуемой литературы.

1. Программы по физике для общеобразовательных учебных заведений.

2. Учебники физики для общеобразовательных учебных заведений.

3. Задачники по физике для 9 и 10 классов.

4. Сборники тестов по физике для текущего и итогового контроля.

5. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы. /Под ред С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой. М.: Издательский центр «Академия»,2000.

6. Теория и методика обучения физике в школе. Частные вопросы. /Под ред С.Е.Каменецкого. М.: Издательский центр «Академия»,2000.