ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

______________________________________________________________________

 

Кафедра Теории и методики обучения физике

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ МОДУЛЯ:

«Методика изучения кинематики в курсе физики средней школы»

Дисциплины «Теория и методика обучения физике»

 

 

Специальность: 032200  ФИЗИКА

 

 

МОСКВА

2007

 

АННОТАЦИЯ

 

1. Минимальные требования к содержанию модуля (выписка из ГОСа по специальности, утвержденного эксперта описания модуля).

В ГОС по специальности отсутствуют в явном виде требования к содержанию данного модуля.

Их можно сформулировать следующим образом: Научно-методический анализ материала по кинематике курса физики средней школы. Методика формирования основных кинематических понятий.  Технологии обучения кинематике: обучение учащихся решению задач по кинематике: вычислительных, графических, экспериментальных; технология применения эксперимента при изучении кинематики,  новые информационные технологии.

 

2. Цели модуля:

Развитие у студентов профессиональной компетентности (ключевой, базовой и специальной) в области:

·  формирования у учащихся основной и средней (полной) школы основных понятий кинематики, знания кинематических уравнений движения;

·  умения применять знания к решению теоретических и практических задач;

·  умения выполнять предусмотренный Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта эксперимент по кинематике;

·  развития у учащихся исследовательских умений; их мышления и способностей; информационной компетентности;

Развитие у студентов информационной компетентности, связанной с использованием ИКТ в процессе обучения физике.

 

3. Задачи модуля:

·  сформировать знания о задачах изучения и месте кинематики в основной и средней (полной) школе;

·  сформировать знания о возможных способах описания механического движения и о возможностях применения каждого из них на той или иной ступени обучения и на разных уровнях обучения физике;

·  сформировать знания о методических подходах к введению основных понятий кинематики и основных законов движения;

·  сформировать знания о средствах обучения, в том числе о средствах новых информационных технологий, знания о возможностях ИКТ в решении дидактических задач при обучении кинематике;

·  сформировать профессиональные умения в области формирования у учащихся основных понятий кинематики и знаний об уравнениях движения; планирования и конструирования учебного процесса при изучении кинематики;

·  сформировать профессиональные умения в области использования средств обучения, в том числе средств ЦОР для решения различных дидактических задач при обучении кинематике:

Ø      умение анализировать средства обучения, в том числе ЦОР по физике и отбирать их в соответствии с целями и задачами урока, содержанием учебного материала, методами обучения и организационными формами обучения;

Ø      умение проектировать уроки и фрагменты уроков по кинематике с использованием учебного эксперимента и ЦОР  – определять цели урока с позиций традиционного и компетентностного подходов; определять место и возможности использования реального эксперимента и ЦОР на конкретном уроке (развитие предметной компетентности учащихся); планировать самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность учащихся (развитие когнитивной и информационной компетентностей учащихся); формы организации их учебной деятельности (развитие коммуникативной компетентности учащихся).

 

4. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО):

Модуль связан:

·  с другими модулями и темами дисциплины «Теория и методика обучения физике»;

·  с дисциплиной «Общая и экспериментальная физика»;

·  с дисциплиной «Оборудование школьного физического кабинета»;

·  с дисциплиной «Педагогика».

 

5. Ожидаемые результаты освоения модуля:

В результате изучения модуля студент должен приобрести ключевую, базовую и специальную профессиональные компетентности в области обучения учащихся кинематике, а также использования традиционных и ИК технологий в обучении, т.е.:

·  ЗНАТЬ содержание темы «Кинематика» в Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта, программах и учебниках, средства обучения кинематике;

·  УМЕТЬ решать профессиональные задачи, связанные  с проведением научно-методического анализа темы «Кинематика», формированием у учащихся системы знаний по кинематике, формированием у них умения решать графические и вычислительные задачи, умения выполнять измерение кинематических величин и исследовать закономерности,  которым подчиняется механическое движение, с проектированием и конструированием уроков по кинематике  с использованием реального оборудования и ЦОР, направленных на достижение как традиционных, так и инновационных образовательных результатов; осуществлять рефлексию над собственной деятельностью.

6. Перечень элементов учебно-методического комплекта:

·  рабочая программа модуля;

·  учебно-методическое обеспечение модуля по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

Ø      лекции;

Ø      семинарские занятия;

Ø      лабораторные занятия.

Ø      методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

Ø      вопросы к зачету;

Ø      вопросы к экзамену;

Ø      практические задания к экзамену.

7. Список авторов элементов УМК:

·  Н.С. Пурышева

8. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК модуля

ГОС ВПО по специальности 032200 - Физика, программа по дисциплине «Теория и методика обучения физике», программы и учебники по физике для средней школы с грифом МОиН, учебные пособия для студентов по теории и методике обучения физике с грифом УМО вузов по педагогическому образованию.