П.В.БАСИН. Вознесение Богоматери.

В 40-е и первую половину 50-х годов 19 века самые известные художники-академики были заняты грандиозным проектом - росписями Исаакиевского собора. Декоративно-монументальная живопись собора - своеобразный памятник эпохи, в оформление которого русские художники внесли неоценимый вклад. Собор является хранилищем ста пятидесяти картин и плафонов, представляющих лучшие образцы русской монументальной живописи середины XIX века. Главный архитектор собора Огюст Монферран считал, что живопись храма должна быть выдержана по сюжетам, трактовке и композиции в традициях великой итальянской школы XVII века, что вполне соответствовало огромным размерам собора. Вдохновляясь произведениями великих мастеров эпохи барокко, авторы росписей Исаакиевского собора должны были придерживаться требований Синода, соблюдая жесткие условия в отношении композиции, сюжета, типов.

Были приглашены 14 известных исторических живописцев: верхний свод купола и подкупольное пространство было поручено расписывать К. П. Брюллову, Ф. А. Бруни предложено расписать своды и аттик по концам большого нефа. Пожалуй, наибольший объем работы достался Петру Васильевичу Басину (1793-1877). Он полностью расписал приделы святого Александра Невского и святой великомученицы Екатерины, а также выполнил огромную композицию "Нагорная проповедь" над южными дверями собора. У П.В. Басина имелся большой опыт монументалиста, многофигурные композиции как религиозного, так и светского содержания занимали в творчестве художника доминирующее положение. В их числе плафон "Аполлон и музы" для зала Академии Художеств, росписи Помпейской галереи Зимнего дворца, "Введение во храм" для алтаря Казанского собора и другие. В 1837 г. Басин выполнил четыре образа больших размеров и плафон "Сошествие Святого Духа на апостолов" для академической церкви Святой Екатерины. Работа над оформлением Исаакиевского собора, поглотившая полтора десятилетия напряженного труда художника, стала самым значительным событием в жизни Басина.

Наибольший интерес среди всех росписей, выполненных Басиным в соборе, вызывают композиции, расположенные в боковых пределах - Александра Невского и Святой Екатерины. Сюжеты, которые находятся в люнетах пределов, посвящены житию князя Александра Ярославича и великомученицы Екатерины. В куполах обоих пределов художник разместил плафоны, которые сюжетно не связаны с основной темой пределов. Для предела Александра Невского Басин написал плафон "Бог Саваоф, несомый ангелами", купол предела святой Екатерины украшает плафон "Вознесение Богоматери". Сохранились оба эскиза плафонов, первый находится в Третьяковской галерее, второй - в Радищевском музее.

Размещение в куполе композиции на сюжет "Вознесение Богоматери" имеет давнюю традицию, идущую со времен Ренессанса, эталоном для многих художников академической школы служил плафон для главного купола Пармского собора, выполненный Корреджо. В эскизе Басина чувствуется знание классических образцов, на основе которых он создал свое произведение. В композиционном построении он придерживался принципа размещения фигур по диагонали, что производит впечатление большей динамики масс. Главное направление движения от зрителя вверх к небесам усиливается цветовыми и светотеневыми контрастами, яркие пятна драпировок складываются в треугольник, вершиной которого является фигура Богоматери. Ощущение легкости и бестелесности возносящихся фигур возникает благодаря основному серо-голубому тону эскиза, объединяющему фигуры ангелов, херувимов, Богоматери, облака и небеса. Окончательный вариант плафона заметно отличается от эскизного: в нем все персонажи стали крупнее, фигура Богоматери переместилась ближе к центру, плафон стал более многофигурным. Приобретя более выразительную пластику, он утратил пространственную свободу, характерную для эскизного варианта.

Справочная информация

Праздник Вознесения Богоматери основывается на сказании, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба вместо останков был обнаружен букет роз. В 1950 г. папа Пий XII особым декретом принял догмат о телесном вознесении Богоматери на небо. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар костелам и часовням, посвященным Мадонне в знак благодарения. Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковной процессией. В православной традиции этот праздник отмечается под названием Успение Богородицы и имеет совершенно другую иконографию. Иконография "Вознесения Богоматери" пришла в Россию из Италии в 18 веке.

Жукова А.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева