Хокусай Кацусика. Куртизанка на фоне гавани. II половина XVIII века.

Японский гравер и рисовальщик Кацусика Хокусай родился в Эдо (Токио) 21 октября 1760, умер там же 10 мая 1849. Был подмастерьем у резчика гравюр по дереву Накаяма Тэцусон, затем учился у Кацукава Сюнсё, работавшего в жанре "укиё-э". Этот жанр возник в 17 в., его предметом было изображение сцен повседневной жизни. Хокусай работал под разными именами, подражал многим стилям и около 1800 года принял то имя, под которым широко известен в настоящее время. Он выработал собственный индивидуальный стиль, оживил приходившую в упадок традицию "укиё-э", обогатив ее изображениями пейзажей. Живой и разнообразный стиль Хокусая отличается простотой и монументальностью. Мастер обладал прекрасным умением передавать движение. Всего он создал около 30 тыс. гравюр и рисунков и более 500 иллюстраций. Среди его лучших произведений - серии ксилографий: 36 видов горы Фудзи (1833-1829), Знаменитые мосты (1827-1830), Путешествие по водопадам страны (1827-1833), Поэты Китая и Японии (1830). Энергия и юмор жанровых произведений, тонкость пейзажей сделали Хокусая одним из самых известных японских художников в Европе. Его творчество оказало значительное влияние на европейское искусство конца 19 - начала 20 в.

Жанр укиё-э, в котором он работал, переводится с японского примерно как "картины проплывающего мимо мира": прекрасное воплощение принципа Дзен - постоянное в своей вечной переменчивости "здесь и сейчас". Художник взял на себя роль связующего звена между нами, зрителями и проблесками гармонии, отражающимися повсюду. Эстетика Дзен утверждает, что каждая вещь, каждое проявление этого мира красиво своей, особой, неповторимой и неповторяющейся красотой и задача души, пришедшей в этот "мир Скорби", познать и понять эту красоту. Хокусай работал практически во всех жанрах гравюры и широкой публике известен в первую очередь как график. Вместе с тем он создал немало живописных свитков, расписывал ширмы и выполнил несколько крупных интерьерных росписей.

На гравюре "Куртизанка на фоне гавани" изображена стоящая на дощатой террасе женщина в синем полосатом кимоно с цветами по его нижнему краю. Высокая прическа украшена шпильками. На дальнем плане виден противоположный берег залива с пейзажем и постройками. На водной глади среднего плана - многочисленные рыбацкие и прогулочные лодки. Все, изображенное на заднем плане, подтверждает старый принцип иерархии явлений, так называемому закону тэнтидзин - неба, земли и человека. На всех гравюрах этот принцип составляет основу композиции. Пейзаж предстает как нечто вечное, незыблемое. На среднем плане течёт обычная, заполненная мелкими заботами и ежедневными хлопотами жизнь, в которой множество людей совершают множество небольших поступков, и только общая сумма всех этих поступков постепенно и неуклонно изменяет мир. На переднем плане стоящая красавица как будто всей своей душой ощущает гармонию мира и движение времени. Плавная динамика круглящихся линий, обрисовывающих фигуру, контрастирует с острыми линиями крон и веток деревьев, виднеющихся за террасой. Женская фигура изображена в три четверти, создавая одновременно впечатление динамики и статики, движения и уравновешенности. Ее вертикаль доминирует в композиции, останавливая прекрасное мгновение вечно текущей жизни.

Слухаева Е.В.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева