Ф.А. Бронников. Аспазия и Алкивиад перед судом архонта. 1868 (?)

Популярный в свое время художник Федор Андреевич Бронников (1827 - 1902), профессор исторической живописи, родился в мещанской семье г. Шадринска. Первоначальные художественные навыки получил у своего отца - иконописца. В 1843 году приехал в Санкт-Петербург, где занимался ксилографией у Е.Е. Бернадского. Затем почти десять лет учился в Императорской Императорской академии художеств у А.Т. Маркова. В 1853 году за программную работу "Божью Матерь Всех Скорбящих радость" награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника I степени и право пенсионерской поездки за границу.

В 1854 году он выезжает за границу и через Германию, Францию и Швейцарию приезжает в Италию, где к этому времени уже совершенствовали мастерство его товарищи по Академии.

К середине XIX века в Риме сложилась довольно многочисленная колония русских художников. Выпускники Академии художеств А.П. Боголюбов, И. Кабанов, А.Ф. Чернышев, Л.Ф. Лагорио, И. Давыдов, В. Максутов много времени уделяли изучению памятников Рима, его античного, средневекового и Ренессансного периодов, интересовались современной жизнью Италии, её искусством, культурой. Вместе с товарищами Бронников путешествует по стране, делает множество зарисовок и этюдов с натуры. Работы этого периода полны живого восприятия окружающей действительности. На них изображены бедные х

ижины и домики, сцены на улицах городов и деревень, рыбаки, стирающие белье женщины, играющие дети, нищие на площадях и у храмов, мальчишки пасущие коз и свиней. В жанровых итальянских сценах 1850-1860 гг., очень живых и реалистичных, чувствуется влияние бытовых зарисовок П. Федотова.

Но постепенно итальянцы и итальянки в его картинах "превратились" в Германиков, Тразеев Петов и других "почти достоверных" персонажей римской и греческой истории. Историзм Бронникова не был глубок. В нем соединяются ностальгия и фантазия, очень внимательное отношение к бытовым деталям, необходимое для придания своему произведению достоверности и художественный вымысел.

Картина "Аспазия и Алкивиад перед судом архонта" была написана в Риме В 1868 году. У Стасова В. В., в обзоре академических выставок эта картина упоминается под названием "Алкивиад, уводящий за ухо домой свою жену Аспазию, осмелившуюся пожаловаться на него в суде".

Сюжет картины довольно сомнителен, и, скорее всего он не имеет никакой исторической основы. Возможно, это просто красивое предание, бытовавшее в Италии. Согластно легенде, жившие в Афинах в V веке до н. э. знаменитый полководец Алквиад, и не менее знаменитая красавица гетера Аспазия были мужем и женой и часто ссорились. Во время одной из ссор Аспазия написала донос на Алквиада. Но на суде выяснилось, что она оклеветала своего мужа, и архонт позволил Алквиаду наказать гетеру по своему разумению. Алкивиад решил публично оттрепать её за ухо.

Картина воспроизводит тот момент, когда в зале суда стоящий в центре Алкивиад, торжествуя победу и в то же время, снисходительно улыбаясь, протягивает руку к уху Аспазии, а она закрывает его рукой. Слева на возвышении сидит старец - архонт, справа стоят афиняне. Они по-разному реагируют на случившееся. На их лицах можно прочесть и насмешку, и гнев, и праздное любопытство. Позы основных действующих лиц напоминают античные статуи. Художник проявил в этой картине незаурядное мастерство, создав эффектную многофигурную композицию. Бесспорно мастерство Бронникова как колориста, краски на картине чисты и звучны, великолепно передан солнечный свет, с помощью которого художник разбивает картину на несколько планов.

В приемах исполнения можно обнаружить дань, как классической традиции, так и романтизму. Наряду с этим, для изобразительного искусства того времени, было свойственно обращение к теме частной жизни древних греков и римлян. Подобные произведения создавались и воспринимались как продолжение традиций высокой классики.

Справочная информация

Архо?нт - (др.-греч., "начальник, правитель, глава") - высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах).

Наиболее известны архонты в Афинах, где эта должность появилась ещё при басилеях (правитель небольшого поселения, обладавший военной, жреческой и судебной власть). Согласно преданию, в XI веке до н. э. царская власть была отменена и представители царского рода Кодридов стали пожизненными архонтами. В середине VIII века до н. э. доступ к этой должности получили евпатриды (родовая землевладельческая знать в Афинах) и срок власти архонта сократился до 10 лет, а с первой половины VII века до н. э. - до одного года.

Первоначально в Афинах было три А., с середины VII в. до н. э. коллегия А. состояла из девяти лиц. В V в. до н. э. утратили значение.

Наиболее древними были должности первого архонта эпонима (глава исполнительной власти, его именем называли год), второго архонта басилея (ведал культом), третьего архонта полемарха (был военачальником). Около середины VII века до н. э. были добавлены ещё шесть архонтов фесмофетов с судебными функциями. Все девять архонтов составляли коллегию высших должностных лиц. Коллегия архонтов в V веке до н. э. утратила своё политическое значение, сохранившись как почётный, выполнявший различные государственные обязанности орган, до конца V в. н. э.

АСПАЗИЯ (Aspasia), гречанка из Милета, гетера, родилась ок. 470 до Р. Хр., дочь Аксиоха, жена (с 445) Перикла, современница Сократа и Аристофана. Славилась умом и красотой, после смерти Перикла (429) вышла замуж за народного вождя Лизикла, торговца скотом.

Алкивиад (греч.) - известный афинский государственный деятель и полководец; сын Клиния и Дейномахи, род. в Афинах 451 г. до н. э.. Потеряв в битве при Коронее (447) отца, воспитывался в доме своего родственника, знаменитого Перикла. Учился у Сократа. Уже в юношеском возрасте его незаурядные способности, сочетались с такими дурными чертами характера как себялюбие, легкомыслие, дерзость, высокомерие и страстное стремление быть повсюду первым. Благодаря своей красоте, высокому происхождению и влиянию Перикла, у Алкивиада сначала было много друзей и почитателей. Но хорошие стороны его характера так и не смогли одержать верх над дурными.

Академизм (французское academisme), направление, сложившееся в художественных академиях Европы 16 - 19 вв. и основанное на следовании внешним формам классического искусства античности и Возрождения. Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению традиций классического искусства, но культивировал условные идеализированные образы, отвлеченные нормы красоты.

Довгаленко А.С.

www.radmuseumart.ru

© Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева