М. Березовский

Концерт «Не отвержи мене во время старости» (до 1769 )

 

            Хоровая музыка – наиболее древняя, устойчиво сложившаяся область русского музыкального искусства. Высокие традиции хорового исполнительства с давнего времени установились в древней Руси. В значительной степени это объясняется влиянием Православной церкви, в которой никакое инструментальное музицирование невозможно, разрешено и культивируется лишь хоровое пение. Этими историческими условиями в значительной степени был подготовлен высокий расцвет хоровой культуры в XVIII веке, в частности, в творчестве такого мастера, как М. Березовский.

            Максим Сазонтович Березовский (1745 - 1777) – выдающийся русский композитор (по национальности украинец). Учился в Киевской академии и Придворной певческой капелле в Петербурге. В 1759 – 1760 годах выступал как певец-солист в спектаклях итальянской оперной труппы. В 1765 – 1774 годах жил в Италии. По возвращении в Россию был причислен к Придворной капелле без определенной должности. Постоянная нужда и невозможность реализовать себя в качестве композитора в той мере, в какой он сам себе это представлял, привели его к душевному кризису. Он покончил жизнь самоубийством. Судьба Березовского послужила материалом для биографической повести Н. Кукольника «Максим Сазонтович Березовский».

            М. Березовский был выдающимся мастером хорового письма a cappella. Вместе с Д. Бортнянским он создал новый классический тип русского хорового концерта, пришедший на смену барочному, так называемому партесному концерту. Из произведений Березовского (12 концертов, полный цикл богослужебных песнопений и других произведений) сохранились лишь немногие.

            Концерт «Не отвержи мене во время старости» ре минор (стихи 9, 10, 11, 12 и 13 из псалма 70) (до 1769) является признанной вершиной творчества этого замечательного русского композитора. Его отличает строгость стиля, драматизм, мастерство разработки материала, полифоническое разнообразие фактуры. Характерной его особенностью является соединение традиций православного партесного (многоголосного) пения с западноевропейским жанром passions motet («страстного концерта»). Возможно, именно этим объясняется исключительное эмоциональное воздействие, эталонная роль произведения для русской музыки последующего века, не только духовной, но и светской.

            Суровая, драматически насыщенная музыка концерта развертывается в монументальной форме четырехчастного цикла. Композитор, завершивший свое музыкальное образование в Болонье у знаментиого музыкального теоретика падре Мартини, к которому учиться приезжал также Моцарт, овладел в совершенстве искусством полифонии и с блеском проявил его в заключительной фуке концерта.

            Крупный знаток русского церковного пения В. Металлов писал о Березовском: «Произведения Березовского носят на себе меньше следов зависимости от итальянской музыки и во многих отношениях самостоятельны и самобытны, являя собою заметный поворот в развитии первоначального духовно-музыкального творчества в духе и направлении более национальном. Свобода и самостоятельность голосоведения в стиле контрапунктическом, художественность целого предпочтительно пред внешним блеском мелодического движения отдельных голосов, осмысленность в расположении текста с музыкою, сила художественного творчества в целом и замечательная техника в разработке деталей – таковы отличительные особенности духовно-музыкальных произведений Березовского».

© Александр МАЙКАПАР